Луна получит спутник с уральскими двигателями

С помощью двигателей малой тяги из Нижней Салды, установленных на скафандре, космонавт стабилизирует  своё положение и передвигается в открытом космосе. Неизвестный фотограф

С помощью двигателей малой тяги из Нижней Салды, установленных на скафандре, космонавт стабилизирует своё положение и передвигается в открытом космосе. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №072 от 23.04.2016

НИИ машиностроения, базирующийся в Нижней Салде, займётся разработкой двигателей для искусственного спутника, который должен появиться у Луны в 2019 году. Этот орбитальный модуль будет летать с помощью наших шестнадцати двигателей.

Принята долгосрочная Федеральная космическая программа, в которой Россия определила для себя приоритеты в исследовании Вселенной до 2025 года. На многих предприятиях, работающих в госкорпорации «Роскосмос», программа была встречена без энтузиазма. Согласно документу, отрасль ждут серьёзные перемены. Будут ликвидированы дублирующие производства, пройдут кадровые сокращения. Нижнесалдинский институт подтвердил свою состоятельность: штат сотрудников здесь останется на том же уровне — 1 500–1 800 человек, выпуск двигателей не только продолжится, но и пополнится перспективными моделями.

Как и все руководители НИИмаша, Сергей Булдашев начинал свою карьеру на предприятии ещё молодым специалистом. Главным конструктором он стал три года назад. Фото: Галина Соколова

На ближайшие годы НИИ машиностроения будет обеспечен заказами. Салдинские двигатели малой тяги будут использованы и в проектах пилотируемой космонавтики, и в изучении планет Солнечной системы. Разумеется, руководство Роскосмоса сохранило позиции салдинцев не за красивые глаза. 45 лет двигатели малой тяги, произведённые на Урале, бороздят космическое пространство. 16 тысяч движков, и ни одного сбоя в полёте — это отличная рекомендация для производителя. Как любят говорить в Нижней Салде, космические трассы не имеют обочины, где можно остановиться и вызвать аварийку. Для полётов все двигатели выполняются с большим запасом прочности. Некоторые работают на орбите по семь-восемь лет.

Сегодня НИИмаш поставляет двигатели малой тяги на «Союзы» и «Прогрессы», на очереди новый двигатель МВСК-02, разработанный для перспективной транспортной космической системы, способной доставлять в космос сразу шесть космонавтов. Фото: federalspace.ru

В прошлом году 83 процента российских космических аппаратов были оснащены салдинскими двигателями малой тяги. Тенденция эта продолжится. О том, в каких программах примет участие НИИмаш, рассказывает главный конструктор института Сергей Булдашев:

— Дальнейшее развитие получит пилотируемая космонавтика. Как и раньше, нашими двигателями будут оснащены «Союзы» и «Прогрессы», а также мы ведём разработку новой модели, которая будет базовой для нового пилотируемого транспортного корабля, ещё не получившего своё громкое имя. Также мы планируем поставлять двигатели и для двух новых модулей международной космической станции. На каждой устанавливается 40 единиц. Намерены принять участие в лунной программе. В 2019 году у Луны должен появиться российский искусственный спутник. Этот орбитальный модуль будет летать с помощью наших шестнадцати двигателей. Нам также предстоит освоить производство нового двигателя для оснащения зонда «Спектор-м», предназначенного для исследования дальнего космоса.

Есть у НИИмаша и перспективы возврата к эксплуатации стендовой базы, которую салдинцы сохранили после закрытия последней советской суперпрограммы «Энергия-Буран». После реконструкции стенды можно будет использовать для испытания новых сверхтяжёлых ракет-носителей.

При таких амбициозных научных и производственных планах институт не забывает о делах земных. В организации идёт техническое перевооружение, внедряются Lean-технологии, готовят молодые кадры. Традиционно штат сотрудников пополняют студенты-целевики, получившие образование по направлению. Сейчас в вопросах профориентации салдинцы пошли ещё дальше. Город вошёл в программу «Уральская инженерная школа», несколько учебных заведений объединились в технический образовательный центр. Ребята с раннего детства нацелены на выбор технических профессий. Особенно преуспела в этом школа №7, над которой шефствует институт. Пример успешной карьеры технарей у её учеников всегда перед глазами — их шефы уже 45 лет «рулят» в космосе, и делают это лучше всех в мире.

Областная газета Свердловской области