Власть и бизнес должны стать партнёрами в развитии инфраструктуры

 Модератор конференции Андрей Бриль (справа) устроил опрос: индустриализация или постиндустриализация? Промышленность или сфера услуг? Сергей Носов (слева), выбрал первое — в новой, современной форме. Фото Станислава Савина.

Модератор конференции Андрей Бриль (справа) устроил опрос: индустриализация или постиндустриализация? Промышленность или сфера услуг? Сергей Носов (слева), выбрал первое — в новой, современной форме. Фото Станислава Савина.

Взаимодействие города и промышленности обсудили участники конференции «Модернизация городской и промышленной инфраструктуры», которая состоялась на площадке Иннопрома во второй день международной выставки. Среди спикеров — мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, мэр Екатеринбурга Александр Якоб, а также руководители крупнейших девелоперских компаний.

Нижний Тагил и Екатеринбург — города, которые, как никто другой, знакомы с проблемой сосуществования тяжёлых производств и жилого пространства. И чем дальше, тем больше возникает связанных с этим сложностей. Тем не менее, и Сергей Носов, и Александр Якоб, как и другие спикеры, поддержали новую индустриализацию как главный вектор развития. Почему?

Дитрих Мёллер, председатель правления «Siemens» в России и Центральной Азии, уверен, что будущее Свердловской области и Екатеринбурга именно за индустриализацией, за тяжёлым производством, а не за сферой услуг, ведь именно на этом обожглись европейские страны:

— Можно посмотреть на европейское сообщество: минувший кризис был во многом связан с тем, что они ушли от реального производства. Даже небольшой бизнес образует очень прочную основу экономике, если базируется на реальном секторе производства, — уверен Дитрих Мёллер. Он назвал две перспективных стороны нашего государства, в развитии которых их компания способна помочь: это энергетика и транспорт (логистика в частности). Свердловская область с этой точки зрения вполне может стать ключевым центром. И значительную роль здесь будет играть взаимодействие промышленной и городской инфраструктуры.

— Все разговоры о комплексном развитии территории, о новом урбанизме становятся пустыми, если не осуществляются в рамках государственно-частного партнёрства. Корень проблемы — в правильном распределении ролей. До сих пор правила устанавливаются стихийно, на уровне субъекта. Федеральных правил, касающихся государственно-частного партнёрства (ГЧП), нет. Другой момент: важно определиться, кто эти проекты «склеивает». До сих пор предполагается, что ГЧП — это частные деньги, затащенные в государственные инициативы. Так не работают. Крайне важно, чтобы основой, определяющей лицо проекта, его финансовые характеристики и реализацию, была бизнес-структура. Тогда эта штука будет работать. Академический — яркий пример этому, — поделился своим мнением Вениамин Голубицкий, президент компании «Корторос». Согласился с ним и Михаил Ходоровский, генеральный директор группы «Синара». Он предложил уйти от мифа, что индустриализация — это дымящие трубы заводов, что она несовместима с креативным, умным городом, удобным для жизни.

— Наш Полевской, по сути, моногород: там находится Северский трубный завод, и мы вынуждены заниматься и городским хозяйством. Мы построили рядом с городом поселок «Березовая Роща» и тем самым закрепили молодых ребят, работающих на заводе. И это не значит, что мы напрасно потратили деньги. Поверьте, бизнес заинтересован в том, чтобы люди работали на заводах в нормальных условиях и жили в нормальных условиях. Это абсолютно прагматический подход, — отметил Михаил Ходоровский.

Впрочем, точка зрения бизнеса тут ясна (пусть и актуальна сегодня не для всех его представителей). Сложнее властным структурам, ведь их задача — и бизнес на территории развивать, и условия жизни сохранить хотя бы адекватные. Как вписать производство в городской ландшафт?

— При таком бюджетном планировании город может сделать... аж ничего. Может только хотеть и мечтать, — считает Сергей Носов. — Эффективность работы предприятия или проекта определяется не формой собственности, а качеством менеджмента. И разговор о том, что только частная инициатива спасет всё — это неверно, это великое заблуждение, которое насаждается в России долгие годы. В Европе много успешных компаний, в которых доля государства зашкаливает за 70 процентов. А менеджеры, умеющие быстро принимать качественные и эффективные решения — это национальное достояние, — уверен глава Нижнего Тагила. Говоря о развитии подведомственного ему города, Сергей Носов отметил характерную особенность — множество промышленных территорий сейчас пустуют и ждут инвесторов:

— Каждый город определяется своим ландшафтом и теми проектными решениями, которые принимались в прошлые годы, зачастую наспех и с позиции сегодняшнего дня ошибочно. У нас остались площадки разорённых, обанкроченных предприятий с возможностью их развития за счёт наличия энергоресурсов. Вопрос — какие производства на них развивать? Площадки не должны простаивать. Есть ещё проблема: необходимо отселять из санитарных зон большое количество людей. В Нижнем Тагиле это около 30 тысяч человек. Лучший вариант, когда производство в стороне от места проживания, — уверен Сергей Носов.

Не остался без внимания экспертов и такой тренд, как ускоренное развитие городов накануне крупных мероприятий. Относительно Екатеринбурга и вовсе сложилось впечатление, что принципиально решить, например, дорожные проблемы, можно только в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу и ЭКСПО-2020, и то, если выиграем конкурс.

— Крупные международные события, безусловно, являются стимулом для развития, появляются дополнительные источники, — отметил мэр Екатеринбурга Александр Якоб. — Но очень важно, чтобы была подготовлена перспектива развития города в случае проведения таких мероприятий. Должны создаваться предпосылки для того, чтобы международные события вообще проходили в том или ином городе. Да, они позволяют более динамично развиваться городу. Есть вещи, которые необходимы и не требуют больших затрат: генеральный план развития, наличие и подготовка градостроительной документации, стратегические проекты. Векторы развития должны быть обозначены. В свое время экономика Екатеринбурга была в основном моноиндустриальная. Если бы какие-то кризисные явления возникли, то это значительно повлияло бы на уровень жизни. А те кризисы, которые были уже в нынешнем веке, почти никак не отразились на жизни екатеринбуржцев. Это говорит о том, что в своё время были проработаны пути развития города, — считает Александр Якоб.

Что ж, в свое время пути действительно были проработаны. Сейчас настал тот период, когда пора искать новые подходы и строить новые жизнеспособные и комфортные для жителей городов перспективы — именно этому подходу способствуют подобные конференции в рамках Иннопрома. Важно, что на таких площадках представители власти и крупного бизнеса могут искать совместные решения.

Сюжет

Иннопром
ИННОПРОМ — международная промышленная выставка в России. Проводится в Екатеринбурге с 2010 года.

Областная газета Свердловской области