«Принимая декларацию, мы сохранили Россию»

Народные депутаты РСФСР из Свердловской области в зале заседаний Большого Кремлевского дворца. Фото: Валентин Соболев, Дмитрий Соколов / ТАСС

Народные депутаты РСФСР из Свердловской области в зале заседаний Большого Кремлевского дворца. Фото: Валентин Соболев, Дмитрий Соколов / ТАСС

Исполняется 30 лет с момента принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР на Первом Съезде народных депутатов РСФСР. Начиная с 1992 года этот день стал государственным праздником, а в 1998 году получил своё современное название – День России. Мы расспросили непосредственного участника события о том, как принимался акт о суверенитете. А также попросили экспертов высказать мнение – действительно ли этот документ дал толчок к развалу СССР и какова значимость этого праздника сегодня.

О развале СССР речи не шло

Вячеслав СУРГАНОВ, народный депутат РСФСР (1990—1993), позже председатель Свердловской областной думы (1995—1996) и Областной думы ЗССО (1996—2000), член Совета Федерации (1996—1997, 1998—1999):

– Первый Съезд народных депутатов, избранных в марте 1990 года, начался в мае и шёл больше месяца, и именно Декларация о государственном суверенитете РСФСР была главным документом, который он принял.

Россия была самой большой по территории республикой СССР. Её населял многонациональный народ. Но сам по себе уровень жизни, здравоохранения и продовольственная обеспеченность граждан в целом здесь были ниже, чем в Москве, Ленинграде и в союзных республиках. В условиях госпланирования и распределения ресурсов Россия была ущемлена. Декларация стала проверкой на то, чьи интересы представляет собрание 1 068 депутатов съезда.

Декларация готовилась, так как в это же время республики СССР и автономные республики РСФСР под руководством МихаилаГорбачёва готовили союзный договор в Ново-Огарёво о том, чтобы уравнять в правах все 15 республик СССР и 18 республик РСФСР.

Наша декларация предотвратила это. Она была направлена на то, чтобы именно Россия обрела роль флагмана, который своими действиями и реформами мог двинуть советское государство вперёд. Речи о развале СССР даже не шло.

Декларация состояла из девяти параграфов. Спорными были пятый и восьмой. В пятом говорилось о верховенстве законов РСФСР над законами СССР. Голосование проводилось по каждому параграфу отдельно и только потом голосовали за декларацию в целом. Против пятого параграфа проголосовали порядка 240 депутатов. Я тоже голосовал против, потому что мне было непонятно, как будет функционировать РСФСР, когда её законы будут выше государственных.

В восьмом параграфе декларации речь шла об автономных республиках внутри РСФСР. Представители всех автономных республик выстроились в очередь к трибуне, чтобы выступить с претензией. «Раз вы (депутаты съезда) пренебрегаете законами СССР, значит мы тоже хотим, чтобы наши законы были выше законов РСФСР. У тех, кто не представлял республики на съезде, это вызвало возмущение. «Мы же так развалим и СССР, и РСФСР и что у нас будет? Ханства? Княжества?» В итоге проголосовали за 8-й параграф все, кроме представителей этих 18 республик.

Когда голосовали за декларацию о госсуверенитете в целом, 907 были за, тринадцать против, девять воздержались. Все встали, радовались и аплодировали. В этот момент было такое единение, как будто все одна семья. Я такого больше никогда нигде не видел. Потому что текст декларации каждый пропустил через себя, и все прониклись важностью его принятия. Люди считали, что таким образом они сохраняют государственность и спасают от развала РСФСР и СССР! А то, что произошло в декабре 1991 года в Беловежской пуще… я считаю заговором и предательством. Именно это соглашение спровоцировало развал СССР и чуть не привело к распаду России. Хотя в марте 1991 года на голосовании за сохранение СССР проголосовало 72 процента населения.

Несмотря на то что распался СССР, нам удалось сохранить Россию, ту Россию, в которой мы сейчас живём, и декларация о суверенитете, конечно, сыграла в этом позитивную роль. И кроме развала Советского Союза всё было сделано правильно. Если бы она не была принята в 1990 году, неизвестно, по какому бы сценарию всё пошло.

Плод борьбы и противостояния

Сергей СОКОЛОВ, руководитель кафедры истории России УрФУ, кандидат исторических наук:

– Любой документ такого рода – плод борьбы. Принятие декларации о суверенитете стало результатом политического противостояния между руководством РСФСР и союзным руководством. После появления документа российские законы оказались выше законодательных актов Советского Союза. Благодаря принятию декларации Борис Ельцин стал более важной политической фигурой. К слову, если вокруг его кандидатуры на пост председателя Верховного Совета шли жаркие политические дебаты – Ельцин выиграл с небольшим преимуществом – то Декларация о суверенитете была почти единогласно поддержана и консерваторами, и либералами.

После того как крупнейшая республика приняла подобный акт, другие также стали думать о независимости. Последствия принятия декларации не были просчитаны до конца. Кроме того, документ потянул за собой «парад суверенитетов» – автономные области и республики в составе России стали принимать подобные документы. В Чечне, например, это вылилось в конфликт с многочисленными жертвами. Трудно сказать, насколько руководство страны предвидело подобное развитие событий. Видимо, считали, что с этим можно будет бороться.

День принятия декларации, 12 июня, многие ошибочно называют Днём независимости. Наверное, это происходит потому, что в других бывших советских республиках такие праздники есть. Но независимость и суверенитет – разные понятия. Принятие декларации не означало, что Россия собралась покидать СССР. Напротив, планировалась политическая реформа: началась работа над новым союзным договором, новой Конституцией. Она провалилась во время путча ГКЧП, после которого республики начали массово выходить из состава Союза.

Не думаю, что декларация о государственном суверенитете РСФСР была главной причиной распада СССР, их было много: национальные конфликты, противостояние элит, тяжёлая экономическая ситуация – из процветающей страны не уходят. Поэтому акт, принятый 12 июня 1990 года, был лишь показателем кризиса.

Документ содержал противоречие

Анатолий ГАГАРИН, доктор философских наук, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов:

– Принятие декларации о суверенитете РСФСР происходило параллельно с аналогичными процессами в других бывших союзных республиках. При этом принятый акт содержал в себе противоречие. С одной стороны, в декларации провозглашался суверенитет РСФСР – то есть приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. С другой стороны, в акте было обозначено намерение создать новое демократическое правовое государство в составе обновлённого Советского Союза. Но дальнейший ход событий показал, что второй тезис был уступкой существовавшему в то время элитному раскладу политических сил и общественному мнению. Однако попытки создать новый вариант союзного договора не увенчались успехом. Идея интеграции кардинально изменилась, когда в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Сейчас государственный суверенитет предполагает верховенство государственной власти на территории страны, а также самостоятельность страны в международных отношениях. Вместе с тем Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, исключается существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. То есть республики и другие субъекты России не могут обладать суверенитетом – суверенитет принадлежит Российской Федерации в целом, таков характер федеративного устройства. Поэтому сегодня День России важен и для сохранения внутреннего политического устройства нашего государства, и для защиты интересов страны в международной жизни.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №103 от 11.06.2020.
Областная газета Свердловской области