У экспертов много претензий к пенсионной реформе

На прошлой неделе Министерство труда и социального развития РФ разместило на своём сайте проект Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Россияне уже присылают свои предложения, но времени для обсуждения дано мало — к 15 сентября проект планируется внести в правительство. В Москве прошла всероссийская конференция, главной темой которой стал вопрос о том, быть или не быть накопительной составляющей пенсии.

За десять последних лет в нашей стране в третий раз в сфере пенсионного обеспечения меняются правила игры, что не только сбивает людей с толку, но и подрывает доверие к государству. Предстоящие изменения, по мнению Минтруда, вызваны тем, что при сохранении нынешней системы в неизменном виде скоро невозможно будет поддерживать размер пенсии на социально приемлемом уровне — повышение уровня жизни пенсионеров затормозится. Предполагается, что к 2013 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного уровня пенсионера. Более того, коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка не только не повысится, а покатится вниз и составит всего 24,9 процента. Надо отметить, что на сегодня он достигает 36, 8 процента, что ниже 40 процентов, установленных Конвенцией Международной организации труда (МОТ), ратифицированной нашей страной.

Нынешняя пенсионная система совсем не привлекает работников со средним и высоким заработком, поскольку, выходя на пенсию, они получают в лучшем случае 10–15 процентов утраченного заработка.

Разработчики Стратегии предлагают: размер трудовой пенсии должен быть адекватен среднему заработку человека, который у него сложился в рабочий период не ниже определённой продолжительности (каков он будет, пока не решено). Коэффициент замещения должен быть не менее 40 процентов, а размер пенсионных выплат составлять порядка 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера на соответствующий период времени.

Пенсионная система, как и говорилось ранее, будет базироваться на трёхуровневой модели.

Первый — трудовая пенсия в рамках обязательного пенсионного страхования (формируется за счёт страховых взносов работодателей и работников как в солидарную, так и в накопительную часть). Для людей, не выполнивших условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счёт государственного бюджета. Но назначены такие пенсии могут быть только тем, кто постоянно проживает на территории Российской Федерации не менее 15 лет.

Второй уровень — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счёт дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения.

Третий уровень — частная (добровольная) пенсия. Она формируется за счёт взносов физического лица в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.

Разработчики Стратегии развития пенсионной системы выступают с предложением введения так называемого страхового манёвра. Его суть в том, что временно будут перераспределены шесть процентов тарифа с накопительной части на солидарную составляющую (два или четыре процента). С 2015 года у работников появится право выбора — либо формировать накопления по существующей схеме, либо направить весь тариф на страховую часть пенсии. При этом важно заметить, что те, кто решит накапливать пенсию, должны будут самостоятельно вносить платёж в размере двух процентов от зарплаты в накопительную часть пенсии.

Именно этот страховой манёвр и вызвал единодушное неодобрение экспертов — они считают, что реально обязательная накопительная составляющая пенсии при таком подходе прикажет долго жить. По мнению заместителя директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Ростислава Кокорева, это далеко не лучший вариант ликвидации дефицита ПФР. Однако он считает, что реформа 2002 года, когда был введён накопительный компонент, не сворачивается, а совершенствуется.

В отличие от него президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов категорически не согласен с тем, что пенсионная система в результате Стратегии не изменится кардинально. Он считает: «То, что сейчас происходит, это контрреформа, цель которой перевод средств в распределительную систему, создание собеса и вывод из экономики триллионов рублей». Заметим, что в настоящее время на накопительных счетах россиян находится свыше двух триллионов рублей. И эти деньги должны инвестироваться и работать на реальную экономику. Угрюмов полагает, что если государство заинтересовано в том, чтобы длинные деньги эффективно работали, то накопительная часть останется, если побоится этого шага, то накопительная составляющая будет свёрнута.

Высказал свои замечания и заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Андрей Воронцов, заметив при этом, что министерство сейчас выступает с пакетом законодательных инициатив, которые направлены на расширение инструментов инвестирования пенсионных накоплений и повышение их доходности. Высказывается мнение, что уже в этом году ПФР начнёт размещать накопления граждан в депозиты кредитных организаций — регламент уже разработан.

Другая позиция Стратегии, подвергшаяся критике, касается второго уровня пенсионной системы. Проект предусматривает дополнительные отчисления работодателя. Однако из документа совсем не ясно, какие мотивы должны появиться у собственника предприятия, к примеру с вредными условиями труда, платить дополнительные, помимо обязательных, взносы на накопительную часть пенсии. Тем более, что тарифы для вредных производств весьма существенны — от восьми до 15 процентов. Хорошо зная наш менталитет, можно предположить, что работодатели найдут уловки, чтобы не платить — закроют вредные производства или придадут им другой статус.

На сегодня немного охотников заключать с работниками договоры на корпоративную пенсию — что должно произойти, чтобы в будущем работодатели ринулись перечислять дополнительные взносы на будущие пенсии своих работников? Ответа на этот вопрос в проекте тоже нет.

Много замечаний и по третьему уровню — добровольному негосударственному страхованию. Пока это направление не стало в нашей стране популярным. И не только потому, что россияне традиционно привыкли полагаться полностью на государство в части пенсионного обеспечения, но и из-за низкой доходности инвестирования пенсионных накоплений.

И ещё одно положение проекта подверглось критике со стороны экспертов. Поскольку неоднократные заявления о повышении пенсионного возраста не вызвали одобрения у подавляющего большинства россиян, разработчики Стратегии решили завуалировать более поздний выход на пенсию под постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчёта страховой части пенсии. В 2013 году он будет равен 19 годам, а в 2015 — 21 год. Далее планируется каждый год определять сроки дожития — чем больше срок, тем меньше ваша пенсия. Таким нехитрым способом пытаются подстегнуть россиян к более позднему выходу на заслуженный отдых.

Окончательную точку в дискуссии поставит российское правительство уже в октябре.

Сюжет

Пенсионная реформа
Нынешняя пенсионная система совсем не привлекает работников со средним и высоким заработком, поскольку, выходя на пенсию, они получают в лучшем случае 10–15 процентов утраченного заработка.

Областная газета Свердловской области