Вопросы с мест

Фото: Андрей Захаров

Фото: Андрей Захаров

Впервые на площадке нового Дома журналистов губернатор Евгений Куйвашев встретился с редакторами муниципальных СМИ. Он выразил надежду, что отныне Домжур станет площадкой для интересных и полезных диалогов, напомнил, что в начале октября был утверждён прогноз социально-экономического развития региона до 2030 года. В кратком вступительном слове глава региона рассказал о долгосрочных планах правительства области, которые касаются всех территорий и направлены на улучшение жизни свердловчан, а затем ответил на вопросы.

– Тема дорог для местных муниципалитетов, наверное, самая больная и тревожная. Если на ремонт дорожного покрытия средств ещё как-то хватает, то на строительство новых – нет. Вы как губернатор, какое видите решение этой проблемы?

– Сейчас непростая экономическая ситуация. Снизилась покупательская способность. Нам нужно предпринимать контрмеры, чтобы удержать развитие наших предприятий. Ведь если они чувствуют себя нормально, то регулярно и в полном объёме платят налоги. Если они платят налоги, то у нас хватает денег на выполнение всех государственных программ. Что касается дорог. Будет достроено всё, что уже начато. Можете даже не сомневаться. Общий объём дорожного строительства в пределах нашего дорожного фонда – порядка 10 миллиардов рублей. Все те горящие дорожные проблемы уже учтены в нашей госпрограмме, и средства на них запланированы.

Фото: Андрей Захаров

– Продолжится ли поддержка программ в Каменске-Уральском? В частности, по строительству Ледового дворца, новых дорог и моста?

– Мы сделаем всё, чтобы закончить уже начатые программы: здесь и дороги, и завершение строительства Ледового дворца. Вообще, программы хороши тем, что мы можем контролировать процесс сбора налогов. Если они собираются, то мы ровно в тех же пропорциях выдаём средства. Теперь, что касается моста. Если бы на встрече сейчас присутствовал мэр Каменска-Уральского, я бы у него спросил, как идут дела по выкупу земельного участка под строительство. К сожалению, не все собственники готовы расстаться со своей землёй по тем ценам, которые мы им предлагаем. Представьте, жил человек, а на его участке решили строить мост. Участок стоимостью в 10 тысяч рублей вдруг стал стоить миллион. Но мы не хотим взвинчивания цен. Будем добиваться здравой цены в переговорном процессе. Как только земельный участок будет выкуплен и подготовлена инфраструктура, конечно, мы сразу же начнём строительство. Надеемся, что часть денег на выкуп земельного участка внесут и коллеги из Каменска-Уральского.

– Недавно в Реже распустили городскую думу. Хотелось бы узнать, может ли областное правительство, если это необходимо, ограничить местную власть в муниципалитетах, чтобы подобных ситуаций, как в Реже, не случалось?

– Местную власть мы ограничивать не будем. Бывают моменты передачи полномочий, такую ситуацию вы можете сейчас наблюдать в Екатеринбурге. Но это сделано не для того, чтобы кого-то ограничить, а для того, чтобы синхронизировать работу. Винить за то, что произошло в Реже, можно, конечно, местную власть, а можно вообще кого угодно. Но мне кажется, нужно начинать с себя. Задайте себе вопрос, а кто выбрал этих депутатов в местную думу? Сейчас мы нашли человека, который понимает, как устроена финансовая система, как работает бюджетный процесс, как работают принципы хозяйственного оборота в Реже, и попросили его, чтобы он возглавил администрацию, помог людям определиться с избранниками в депутаты. 19 ноября я приеду в Реж и обозначу штрихи будущей программы развития Режа. Ситуация непременно сдвинется с места.

Фото: Андрей Захаров

– Поясните, пожалуйста, по екатеринбургской гимназии номер 9. Там отказались продлить контракт с директором школы, но родители, учителя, ученики письмо вам написали с просьбой оставить директора гимназии в должности. Вы разобрались в этой ситуации?

– Да, разобрался. Контракт директор по обоюдному согласию с управлением образования заключил на год, так что с юридической и практической точки зрения, администрация города имеет право не продлевать его. Но если и родители, и ученики, и коллектив гимназии – за этого человека, а против лишь руководство управления образования городской администрации, то вопрос здесь больше этический, моральный. Что директор за год не успел там наделать ничего такого, за что его можно выгонять, – это очевидно. Но здесь уже вопрос дальнейшего доверия к людям, в том числе к тем, кто принимает решения кадровые. Что касается судьбы директора. Да, Биктуганов Юрий Иванович (министр общего и профессионального образования Свердловской области. – Прим. ред.) подготовил письмо к городскому управлению с просьбой оставить пока в должности человека. Хотя выносить этот вопрос на такой уровень вряд ли было целесообразно, но раз уж он вышел на такой уровень, надо всё решить миром, чтобы не осталось невыясненных вопросов. Если человек не справился с работой, объясните, в чём это выразилось. Если его надо поправить – поправьте, направьте на путь истинный. Но запятых здесь не должно быть, должны быть точки. Что касается судьбы директора, то, конечно, он не должен оказаться на улице. Надеюсь, такого не произойдёт. С учётом того, что он за год успел и с родителями, и со всем коллективом найти взаимопонимание, что в педагогическом коллективе это всегда особенно сложно. Но если он нашёл его, значит, он эффективный руководитель, и, думаю, что мы всегда найдём такому человеку достойное применение.

– Евгений Владимирович, мы с удовольствием посмотрели репортаж о запуске электропоезда «Ласточка» с вашим участием. Порадовались за тагильчан...

– А за каменцев?

– Да, и за каменцев тоже, хотя они от нас далеко. Мы приняли также во внимание, что вы маршрут «Ласточки» до Верхотурья решили продлить. Наш вопрос: а до Серова есть перспектива продления?

– Если современный электропоезд «Ласточка» сравнить с теми электричками, которые сегодня ходят в нашей области, то по энергоэффективности и затратам на эксплуатацию «Ласточка» на 40 процентов дешевле обходится. Но под «Ласточку» ведь ещё нужно подготовить пути. Для того чтобы обеспечить скорость движения 140 километров в час до Нижнего Тагила и тем самым сократить время движения от Екатеринбурга до Нижнего Тагила на 20 минут и на столько же – до Каменска-Уральского, РЖД потратила на выравнивание путей 6 миллиардов рублей. Безусловно, до Верхотурья потребуется ещё больше потратить, ведь там более старые пути. Тем не менее, уже в первом квартале надеемся «Ласточку» пустить в выходные дни до Верхотурья. А что касается Серова, то там пути ещё хуже, они предназначены только для грузовых перевозок. Но мы не оставляем надежд договориться с РЖД о совместной работе по модернизации всей путевой сети на севере области. Конечно, это большие затраты, большие деньг и. И не всегда, даже если бы мы очень захотели, область может принять решение по этому вопросу: выделение средств на это – не наша компетенция, а РЖД – это акционерное общество, у них свои инвестиционные планы. Но, повторяю, мы не оставляем надежды, не опускаем руки, продолжаем работать со Свердловской железной дорогой, с РЖД. Ведь «Ласточка» – это не только комфорт, но и выгода для тех, кто эксплуатирует эти поезда.

Фото: Андрей Обоскалов

– Предусмотрены ли программой развития изменения в сфере металлургии и машиностроения и как планируется поддерживать со стороны региона эти сферы?

– Металлургия сегодня оказала стабилизирующее действие на всю экономику Свердловской области. Она демонстрирует если не огромный рост, то стабильную ситуацию в том числе на Северском трубном заводе города Полевского. Напомню вам, что в этом году мы закончили там крупнейшую модернизацию без остановки стана. Это был невероятный, с точки зрения инжиниринга, проект, и мы его реализовали. Основные покупатели полевских труб – это нефтяники. Они, в силу нынешней цены на нефть, урезали свои инвестиционные программы. Это, в свою очередь, привело к снижению спроса на трубу. Но это не говорит о том, что металлургические заводы испытывают проблемы. Например, компания ТМК на сегодняшний день – это одна из крупнейших компаний, чья доля на мировом рынке равна 20–25 процентам. Я действительно благодарен нашим трубникам, которые своей работой доказали, что трубная промышленность – это один из китов, который держит не только Свердловскую область, на него опирается вся страна.

– Что из себя представляет проект Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года?

– Мы долго работали над этим проектом, и он будет принят. Стратегия-2030 держится на трёх основных постулатах. Во-первых, это человеческий капитал. Во главу угла мы сегодня ставим именно человека. Он должен быть здоровый, образованный и компетентный. Во-вторых, это, конечно, привлечение инвестиций в экономику. В разработке стратегии, которая длилась почти год, нам помогали ведущие экономисты страны. В-третьих, это научно-технологический процесс и его развитие. Сегодня в этой стратегии нет воздушных замков. Для нас главное, чтобы от проекта был эффект, и мы должны его ощущать. Стратегия построена только на этом. Это тот ориентир, к которому будет идти Свердловская область.

– У нас в Дегтярске вопрос экологии долгое время был важным…

– Да он и сейчас важен.

– Да. И мы с ним, наверное, прогремели во всех средствах массовой информации, вплоть до Москвы. Этот проект строительства завода по переработке сурьмяного концентрата стал разменной монетой для узкого круга лиц. И хотелось бы знать ваше личное мнение: как нам, СМИ, в этих вопросах экологии работать с населением, как им объяснять, как доводить до них информацию? Потому что эта «группа лиц» так противодействует… Ведь у нас такие острые протестные настроения в Дегтярске были. Сейчас прошли выборы в местную думу, и этот вопрос немного сошёл на нет. Но скоро…

– Скоро опять выборы?

–Да.

– Но нам бы хотелось знать ваше мнение. И второй вопрос: перед выборами нам обещали строительство короткой дороги от Екатеринбурга до Дегтярска. Будет ли она? Мы ждём положительного ответа…

– С дороги и начну – я действительно разговаривал тогда с мэром Дегтярска Бусахиным, приглашал его. Говорил: покажи свои инвестиционные проекты, расскажи, что ты предлагаешь людям к обсуждению и поставь в Стратегию развития. Ведь что важно? Производство. Процент безработицы в Дегтярске – один из самых высоких в области. Когда люди не работают, они… ну вот то, что вы сказали про протестные настроения, – тем и занимаются. Надо людей занять, дать им возможность зарабатывать деньги. Что такое сурьмяный завод? Конечно, любое производство наносит вред окружающей среде и человеку – любое. Но сегодня ведь – я не буду сейчас город называть – там тоже всё было на моих глазах, лет 15 или даже 20 назад – люди тоже вышли на акцию протеста и отстояли, запретили стройку химического комбината. Только потом, через 15 лет, люди вышли на улицу с требованием: «Дайте работу!». И начинаешь на весы складывать всё это. А может быть, это надуманные проблемы с экологией? Ведь, поверьте мне, сегодняшняя технология очистки такова, что способна сводить на «нет» вопросы вредных выбросов и отходов производства. И по-другому не будет. Мы недавно совсем открыли систему золошлакоудаления на Рефтинской ГРЭС – компания «ЭНЕЛ» вложила 14 миллиардов рублей – только в систему очистки. И, конечно же, строительство Сурьмяного завода по переработке концентрата – это один из инвестиционных проектов, который даст возможность людям получать зарплату, платить налоги в местные и областные бюджеты, чтобы реализовывать дальше программу, в том числе и строительство дороги. Мы договорились с главой, он меня услышал. Дорога для Дегтярска – это, действительно, шаг вперёд, в будущее, это совершенно другая коммерческая и кадастровая цена земли, которая станет прямым следствием строительства этой дороги. Там напрямую получается 21 километр. А в объезд вы ездите 50 километров. Поэтому мы договорились следующим образом: программа строительства дороги, проектирования и трассировки участка будут готовы в следующем году. Проектирование мы предполагаем начать в конце следующего года либо с 2017 года, но это серьёзный инвестиционный проект. Я думаю, что он нам обойдётся с десяток миллиардов рублей. Безусловно, это та цель, к которой надо идти – это значит, что Дегтярск станет ближе к Екатеринбургу, земли будут иметь совершенно другую стоимость. А это расширит возможности заниматься бизнесом для людей, которые живут в Дегтярске, в том числе путём нормальной интеграции с областным центром.

Фото: Андрей Захаров

– Евгений Владимирович, говорят, что к нам, в Артёмовский городской округ, входит УГМК, что она там будет строить животноводческий комплекс. Мы, конечно, все в полуобморочном состоянии от таких перспектив…

– Почему?

– Хотелось бы понять просто, так это или не так?

– УГМК – это не только горно-металлургическая компания, а один из крупнейших сегодня сельхозтоваропроизводитель. Её дочерняя компания – УГМК-Агро. Она сегодня вносит значительный вклад в продовольственную безопасность нашей области, это действительно так. И если те параметры, стандарты, по которым работает УГМК-Агро, придут в Артёмовский, надо этому только радоваться. Мы рассматривали много разных проектов. Сегодня, пока мы с вами здесь разговариваем, у нас одновременно строится в общей сложности 40 ферм. В этом году мы сдадим 18 из них. И каждый год молочное стадо области будет прирастать на 2-2,5 тысячи голов. А что касается Артёмовского – там ещё вопрос достаточно сырой для того, чтобы однозначно сказать, придёт туда УГМК-Агро или нет. Но, в том числе, это и вопрос к вам. Если вам нужно сельское хозяйство – поддержите у себя, чтобы всё это было.

– А как синхронизировать действия муниципалитетов в Большом Екатеринбурге? Чтобы между Берёзовским и областным центром, например, построить хорошую дорогу…

– Вопрос синхронизации действий местного само­управления, особенно в екатеринбургской агломерации, да и в любой другой, сегодня имеет принципиальное значение. Если бы были синхронизированы планы по развитию и Екатеринбурга, и Берёзовского, не было бы это узким местом. Перенаправили бы деньги в другое, обозначили бы приоритеты. Сегодня из-за того, что Березовскому надо было наращивать объёмы строительства жилья, детских домов – сколько мы построили, 12, по-моему, – школы, благоустройство. Шикарный город, просто исключительный. И надо отдать должное руководству города, депутатам, вообще всем, кто участвует в обустройстве Берёзовского. Сегодня, и я уже об этом говорил, подавляющее большинство наших городов – разные. Что касается строительства хорошей автострады, соединяющей Берёзовский с Екатеринбургом – это, конечно, возможно. Но это действительно нужно синхронизировать. Можно и сейчас деньги потратить, только потом как бы переделывать не пришлось. Потому что буквально совсем недавно я провёл совещание с представителями так называемого Большого Екатеринбурга, где было мной предложено сделать единый генеральный план. Ведь даже с Берёзовским у нас есть одна история – мы развиваем технопарк «Университетский». Рядышком, через дорогу, с другой стороны – ближе к ТЭЦ – мы хотели развить индустриальный парк. Но по санитарным зонам там через 100 метров уже зона жилой застройки Берёзовского. Ну, и как быть? Надо принять единый генплан и двигаться по приоритетам. То, что нужно соединять, и не только автомобильным транспортом, Екатеринбург и Берёзовский, – очевидно. Мы сегодня рассматриваем вопрос, в том числе перспективы запуска другого вида транспорта, но пока не буду об этом говорить. Сначала всё просчитаем. А то скажу, и потом будут мне говорить, что обещал.

– Монорельсовая дорога?

– Нет, нет. На самом деле, я скажу, глава Берёзовского Писцов вместе с бывшим мэром Брозовским и министерством транспорта уже занимаются этим, они провели первое совещание – это возможность использования инфраструктуры РЖД для запуска скоростного трамвая. Мы этот вариант рассматриваем. Но вы понимаете – от проспекта Космонавтов до центра Берёзовского есть ветка, которую тоже предстоит восстанавливать, если мы все-таки остановимся на этом. Пока идёт сугубо математический финансовый расчёт этого проекта.

– Хочу спросить за Верхнюю Салду. Титановая долина – что дальше?

– Дальше развиваться будем. Там продолжает строиться завод, как вы знаете, в декабре уже будем возводить стены. Там будет размещено высокотехнологичное оборудование для обработки титана. Это первый резидент. Вообще, вы знаете, для чего придумана эта Титановая долина? Ну вот почему именно около Салды – титан? Титан – это серьёзный сплав, и качество сплава зависит, конечно же, от технологий. Технологии нужно постоянно совершенствовать. Сегодня по своему качеству нам на пятки наступают китайские производители титана. Но всё равно наш, уральский, российский титан, сегодня самый лучший в мире. Доказательством тому является то, что ведущие авиахолдинги мира покупают именно наш титан. Так вот, для того чтобы был постоянный приток денег на совершенствование технологий и повышение качества титановых сплавов, была инициирована Титановая долина для размещения там титановых производств, чтобы увеличить объёмы реализации титана и тем самым увеличить объёмы поступающих средств. К нам просятся многие в Титановую долину, но мы хотим пускать исключительно тех, кто связан в будущем, пусть даже не на первом этапе, именно с переработкой титана. Вот те планы по ВСМПО-Ависма, которые сегодня реализуются на территории Титановой долины, они реально осуществимы. И я буквально недавно с Воеводиным, гендиректором корпорации «ВСМПО-Ависма», разговаривал – в декабре мы сдаем коробку завода – под Новый год, а к середине или к девятому месяцу 2016 года – полностью запускаем завод.

– Город Камышлов официально вас приглашает в следующем году на Международный джазовый фестиваль «Юрал Терра Джаз», который два года уже успешно прошёл в нашем городе, и мы начали работать над подготовкой третьего…

– В какое время он у вас будет проходить?

– В августе.

– Я слышал, читал много. Если ничего вдруг не случится непредвиденного, я тут же приеду, поверьте. Я попрошу коллег записать в график.

– Мы вас будем очень рады видеть!

По окончании встречи редакторы поблагодарили губернатора за доверительную и откровенную беседу и высказали пожелание собираться чаще в таком формате.

– Я надеюсь, что такие встречи на площадке Дома журналистов станут регулярными, – ответил Евгений Куйвашев.

Областная газета Свердловской области