Темы дня

«Не верить в команду – это тупик»

Нижний Тагил

Нижний Тагил, второй по величине город Свердловской области готовится к 300-летнему юбилею Фото: Павел Ворожцов

Глава Нижнего Тагила Владислав ПИНАЕВ занимает свой пост меньше года, а под его контролем уже находится несколько проектов, которые курирует губернатор региона и президент страны. Вдобавок новому мэру второго по величине муниципалитета области уже не раз приходилось решать и острые вопросы, вызвавшие широкий общественный резонанс. Владислав Юрьевич признаётся, что не боится трудностей в работе и с подчинёнными весьма демократичен, но если его просьбы и распоряжения не выполняются вовремя без уважительных причин, закрывать глаза на это он не станет. «Облгазете» глава рассказал о сложностях управления городом и перспективах его развития.

Нижний Тагил
Владислав Пинаев – у нижнетагильского Драматического театра Фото: Павел Ворожцов

Житейские заботы

– Владислав Юрьевич, месяц назад в Нижнем Тагиле произошло неприятное событие – взрыв бытового газа в многоквартирном доме. Тогда вы ввели режим ЧС на территории. Почему?

– Потому что нужно было выяснить, повреждены ли несущие конструкции дома. Но, слава богу, они не пострадали. Ситуацию спасли открытые по обеим сторонам окна – волна от взрыва прошла насквозь. Но от удара окна и двери в подъезде вылетели. И сам хозяин квартиры впоследствии скончался от травм. Тогда все службы сработали оперативно. Круглосуточно дежурили спасатели, был выставлен пост полиции, чтобы избежать мародёрства. Прошло экстренное заседание комиссии по ЧС, Тагилгражданпроект оперативно провёл обследование здания, чтобы укрепить стены дома. Жители от маневренного фонда отказались, хотя мы были готовы на автобусе их довезти и показать жильё. Позже следствие установило причину взрыва – неисправность газового оборудования.

– Подъезд дома сейчас восстановлен?

– Да, из муниципального бюджета было выделено 5 миллионов рублей. Вставлены окна и двери, отремонтирован фасад, места общего пользования. Сейчас восстанавливаем системы водо-, газо- и теплоснабжения. А часть жильцов за коммуналку не платит, счета дома арестованы, хотя новый отопительный сезон не за горами. Ещё момент – когда от взрыва вокруг дома в радиусе 100 метров валялась мебель, битые стёкла, выпавшие вещи жильцов, Тагилдорстрой за ночь всё вымел, прибрал. Для жителей специально установили бункер для крупногабарита, причём бесплатно. Но когда они зашли в дом, стали скидывать в него бытовые отходы, а строительный мусор выбрасывать прямо из окон. В одну квартиру мы долго не могли попасть – хозяйка упорно отказывалась предоставить доступ к сетям. В итоге только через суд, с помощью судебных приставов вошли. В общем, на сегодня мы свою задачу выполнили – дом восстановлен. А остальное, как говорится, пусть останется на совести жильцов.

– В марте жители Нижнего Тагила протестовали против новой системы обращения с отходами. Сейчас ситуация урегулирована?

– Лица, затеявшие этот протест, мне известны. И цель, которую они преследовали, тоже. Могу сказать, что на сегодняшний день работа с региональным оператором выстроена. В каждом районе города действует интернет-чат – на вопросы жителей оперативно отвечают представители регоператора, управляющих компаний и администрации города. Сейчас наша задача - организовать работу так, чтобы жители увидели эффект от новой системы обращения с ТКО. Тогда и появится доверие людей к реформе, принятой, кстати, на государственном уровне. До конца этого года мы планируем обустроить 191 новую контейнерную площадку в Нижнем Тагиле. Если что-то не успеем, перенесём на следующий год. Параллельно решаем вопрос о размещении площадок в сельских территориях и частном секторе. Вместе с Облкоммунэнерго – нашим главным концессионером – строим мусоросортировочный завод.

– Ещё одна проблема, волнующая тагильчан – это экология. По указу президента объём вредных выбросов в атмосферу в ближайшие годы должен быть снижен на 20 процентов. Как решается вопрос?

– У нас есть комплексный план по улучшению экологической обстановки в городе, он утверждён губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. В мероприятиях плана задействованы наши градообразующие предприятия – Уралвагонзавод, «ЕВРАЗ НТМК» и Высокогорский горно-обогатительный комбинат, а также администрация города и областное министерство природных ресурсов и экологии. Задача предприятий – модернизировать производство, и они поэтапно это делают. Так, «ЕВРАЗ НТМК» уже запустил новую домну, что на порядок улучшило показатели. Скоро поставит фильтры на коксохимическую линию, чтобы исключить и выбросы, и неприятные запахи от них. Задача администрации – перевести городские угольные котельные на газовое топливо и увеличить пропускную способность дорог не во вред их качеству. По исполнению плана мы отчитываемся перед федеральным министерством природных ресурсов – спрос очень жёсткий, вопрос курирует лично министр Дмитрий Кобылкин. Сегодня я могу со стопроцентной уверенностью сказать, что Нижний Тагил 1950-х, 1980-х и 2000-х годов кардинально отличаются друг от друга в части экологии. Улучшение есть – это совершенно точно. И сейчас на экологию в городе во многом влияют не заводы, а автомобили, которых с каждым годом становится всё больше.

Нижний Тагил
Образцы заводского и горного оборудования времён Демидовых привлекают внимание туристов Фото: Павел Ворожцов

– Есть ли в комплексном плане пункт по улучшению качества питьевой воды?

– Безусловно. Он – один из основных. Будем обращаться с просьбой к губернатору, чтобы совместно с областью выделить средства, подготовить проект реконструкции очистных сооружений и заявляться в федеральную программу «Чистая вода». С Черноисточинским водохранилищем – та же ситуация. Там идёт заиливание русла. Хотим подать заявку на софинансирование из федерального бюджета на реабилитацию водохранилища, углубление русла и улучшение качества воды в нём. Сейчас ремонтируем нижний слив на Черноисточинском гидротехническом узле. Все эти годы он был заглушен, стояла временная дамба, которая отсекала воду. При разборе вскрылись лиственницы ещё демидовских времён, укрепляющие берег. Достать их оттуда невозможно. Сейчас совместно с областным министерством энергетики и ЖКХ ищем проектное решение – как укрепить берег. Ведь если пустить воду, его моментально вымоет течением. Нашли одну организацию, предварительно решили, что это будет не бетон, а металлические сваи, ввинченные в землю плотно друг к другу.

Нижний Тагил
Лисья гора – символ Нижнего Тагила, подъём на неё занимает несколько минут – по специально оборудованным ступеням Фото: Павел Ворожцов

Юбилейные задумки

– Через три года Нижний Тагил будет отмечать 300-летие. Подготовка к юбилею идёт уже сейчас. Это и строительство нескольких детских садов и школ, и ремонт дорог. Но самым масштабным проектом станет мост через нижнетагильский пруд длиной 4 километра. Что уже сделано по проекту?

– Проект прошёл публичные слушания – при полном зале. Жители единогласно его поддержали. В конце июля должен состояться конкурс по выбору подрядчика для строительства. Контракт большой, общая стоимость – 4,08 миллиарда рублей, к 2022 году должны построить. Условия контракта – предельно жёсткие, нам не нужен абы какой строитель. Это совместный проект областного правительства, администрации города и компании «ЕВРАЗ». В августе мы планировали заложить первый камень и сделать это в торжественной обстановке. Но, скорее всего, сделаем это весной. Сейчас у нас есть базовая рабочая документация, которая прошла госэкспертизу. Выделено 500 миллионов рублей, которые подрядчик сможет внести в качестве предоплаты за конструкции, которые уже известны. До весны нам нужно доработать документацию, и только тогда строители смогут де-факто начать работы. Тогда и проведём торжественную закладку. Как только начнём строить мост, параллельно займёмся документацией на строительство восточного объезда города. С областным министерством транспорта такая договорённость достигнута. Сегодня весь грузовой транспорт, идущий в Верхнюю Салду и «Титановую долину», пересекает Нижний Тагил, потому что другой дороги нет. Мы хотим отвести большегрузы от города.

– В плане подготовки города к юбилею значится пункт – обновление трамвайного парка. Нижний Тагил – один из четырёх городов Свердловской области, где сохранилось трамвайное движение. Востребован ли этот вид транспорта у тагильчан? И есть ли риск его закрытия?

– Начну с того, что на выставке ИННОПРОМ достигнута договорённость о покупке трёх новых трамваев у компании «Уралтрансмаш», в этом нам помог губернатор. Новые машины получим в следующем году. Стоимость одного трамвая колеблется от 30 до 40 миллионов рублей. Пообещали губернатору, что распишем их к 300-летию города. Всего же мы планировали приобрести 30 новых трамваев к юбилею Нижнего Тагила. Сколько получится по факту, пока сказать сложно – силами муниципального бюджета это сделать нереально, всё зависит от того, сможет ли область нам помочь. Сейчас в городе на ходу 119 трамваев, из них 60 – новых. Этот вид транспорта очень востребован жителями, и о закрытии движения речи не идёт. Районы города сильно разбросаны, добираться из одного в другой на трамвае проще и быстрее, вдобавок это экологически чистый транспорт. Износ вагонов, конечно, есть, их надо менять. А по-хорошему – и контактную сеть, и пути. Любому человеку приятнее ездить на комфортном и современном транспорте.

Нижний Тагил
Трамвайный парк Нижнего Тагила обновился на треть. К юбилею города планируется закупка ещё нескольких машин Фото: Павел Ворожцов

– Недавно губернатор поддержал проект создания в Нижнем Тагиле многофункционального музейного комплекса. Что это за комплекс и что он даст городу?

– Сегодня мы много говорим о развитии туризма и сохранении уральского индустриального наследия. Но никто из туристов в город не поедет, если мы не предложим что-то уникальное, чего нет в других городах и регионах. У нас под индустриальным наследием многие понимают старые заводы. А это на самом деле вся строительная инфраструктура, обеспечивающая деятельность этих заводов. Поэтому за основу нового музейного комплекса мы взяли три здания заводоуправления Демидовых, сохранившихся в городе. Это уникальные объекты культурного наследия, аналогов которых в России нет. К нам уже сегодня приезжают иностранцы, чтобы посмотреть архитектуру зданий, внутреннее убранство, индустриальную коллекцию Демидовых. Эти здания станут ядром большого туристического кластера под названием «Старый город». Над проектом уже работает организация из Казани, имеющая все лицензии на работу с такими объектами. К сентябрю на согласительную комиссию в Минфине мы должны представить заключение госэкспертизы по стоимости проекта. Пока предварительно предусмотрена сумма в 1,3 миллиарда рублей. Идея такая – туристы и жители города, зайдя на площадку, должны провести там один-два дня. В музейный комплекс войдёт и господский сквер в парке Бондина, и музей советской скульптуры. Это целая сеть объектов – с зонами отдыха для туристов, экскурсионными маршрутами, площадками для работы учёных, художников, музейщиков. В проект входит и завод-музей им. Куйбышева, который сейчас законсервирован. Он был построен по архитектурным решениям ещё демидовских времён. Там сохранились уникальные арки, колонны, металлические своды, цеха. К юбилею города первую очередь музейного комплекса мы должны запустить.

Завод им.Куйбышева – промышленный арт-объект города, который станет частью нового музейного комплекса под открытым небом Фото: Павел Ворожцов

О личном

– Вы имеете звание мастера спорта СССР по плаванию. Почему именно плавание?

– История такая: когда я только родился, в палате кто-то из медперсонала открыл форточку, и все младенцы, включая меня, получили пневмонию. Мама мне рассказывала. Я потом ещё раза четыре переболел пневмонией, и родители решили отдать меня в плавание, чтобы укрепить лёгкие. Сам бы я в плавании ничего не добился, если бы не мой тренер Александр Иванович Чадов – он к нам из Ростова приехал. Я уже сидел в аутсайдерах, со спортом не складывалось, и он вдруг решил меня взять. И за два года вывел на совершенно другой уровень. В 15 лет я получил звание мастера спорта. Занял третье место в чемпионате Вооружённых сил СССР, стал финалистом Спартакиады СССР. Олимпиада? Нет, не достиг такого уровня. Зато мой хороший друг Александр Попов - четырёхкратный олимпийский чемпион по плаванию. Но спорт со мной до сих пор – дважды в неделю хожу в спортзал и бассейн обязательно.

– Ваш папа Юрий Пинаев – исполнительный директор Фонда губернаторских программ, в прошлом руководитель администрации губернатора. Чему у него научились, что почерпнули?

– Если бы я почерпнул?! (смеется). Мне бы его спокойствие, уравновешенность… Для меня самое главное, что он – рядом. Жив-здоров, в 80 лет ходит на работу. И та планка, которую он задал в работе с людьми, то уважение, которое заслужил, бесценны. Он – мой главный авторитет и самый суровый критик. Всю жизнь я стараюсь соответствовать ему. Он всегда всем помогал, старался найти выход из любой ситуации. И своим примером учил, что и мне нужно в жизни поступать так же.

– Каждый из нас в этой жизни во что-то верит. Во что верите вы?

– В семью и в Бога. Эти вещи для меня – основополагающие, они всегда в сердце. И верю в команду. Если ты работаешь с людьми и не доверяешь им – это тупик. Любого человека делает в том числе и его окружение. Создает репутацию, продвигает твои же идеи и тебя самого для достижения целей. Мы все – маленькие кирпичики огромной стены, которая заканчивается в больших высотах.

Досье «ОГ»:

Владислав Пинаев родился в 1969 году в Асбесте. Окончил УГТУ-УПИ по специальностям «инженер-теплоэнергетик» и «инженер-экономист». Занимался предпринимательской деятельностью, работал в областном правительстве. С 2012 по 2014 год – министр промышленности и науки Свердловской области. С 2014 года – первый заместитель главы администрации Нижнего Тагила. В октябре 2018 года избран главой Нижнего Тагила.

Тест-драйв в инвалидных колясках

Глава Нижнего Тагила лично помогал инвалиду-колясочнику Александру Коченкову Фото: Илья Колесов

12 июля Владислав Пинаев проверил доступность улично-дорожной сети города для людей с ограниченными возможностями здоровья и сделал это необычным способом: сначала мэр предложил проехать по дорогам двум инвалидам-колясочникам, а затем усадил в инвалидные кресла руководителей дорожных служб. Тест-драйв показал, что не все параметры безбарьерной среды учтены при ремонте дорог, и людям с инвалидностью не обойтись без посторонней помощи. Горожане, передвигающиеся на колясках, отметили большой перепад между проезжей частью и тротуаром, высокие бордюрные камни и желоба для стока вод, в которых застревают коляски. Директора Тагилдорстроя Игорь Васильев и ООО «УБТ-Сервис» Гаджи Абдулов, севшие в инвалидные кресла, признали недочёты.

Владислав Пинаев заявил, что подобные объезды станут постоянной практикой, на основе которой власти сформируют комплексный план по устранению проблемных участков и реализации программы «Доступная среда» в Нижнем Тагиле.

- В этом году по данной программе отремонтируют 21 дорогу с учётом всех требований безбарьерной среды. Все мероприятия по занижению бортового камня, организации парковочных мест для инвалидов, установке звуковой сигнализации на перекрёстках, тактильной плитки и прочие будут учтены при проведении ремонтов, чтобы удовлетворять потребностям всех маломобильных групп населения и обеспечить равные права для всех, – сказал он.

Нижний Тагил
Вид на Нижний Тагил с Лисьей горы (высота – 260 м). По нижнетагильскому пруду проходят водные прогулки Фото: Павел Ворожцов

Нижний Тагил
Каскад фонтанов от цирка до набережной – любимое место прогулки тагильчан Фото: Павел Ворожцов
  • Опубликовано в №124 от 17.07.2019
Областная газета Свердловской области