Четверть века назад указом Президента России был распущен Свердловский областной Совет народных депутатов, отстранён от должности глава администрации региона и начался процесс формирования новых властных структур. «Областная газета» предлагает читателю взглянуть на историю создания и последующих реорганизаций органов законодательной и исполнительной власти Среднего Урала.
Высшее должностное лицо
Первые изменения в структуре власти в Свердловской области произошли ещё до распада СССР – в октябре 1991 года была создана администрация области. Но это было похоже на присвоение нового названия исполкому облсовета, большинство бывших сотрудников которого продолжили работу под новой вывеской в своих кабинетах. Председатель исполкома стал называться главой администрации, правда, теперь он уже не избирался облсоветом, а назначался на этот пост указом Президента России. До ноября 1993 года обладминистрацию Среднего Урала возглавлял Эдуард Россель, но после предпринятой в октябре того года попытки провозглашения Уральской республики Президент РФ Борис Ельцин отстранил его от этой должности. Полномочия главы администрации два месяца временно исполнял Валерий Трушников, а в январе 1994 года область возглавил Алексей Страхов.
Коренное изменение статуса высшего должностного лица региона произошло после принятия в декабре 1994 года Устава Свердловской области, которым была введена выборная должность губернатора. В августе 1995-го прошли первые губернаторские выборы, на которых победу одержал Эдуард Россель. После этого он избирался ещё дважды — в 1999 и 2003 годах, а когда в 2005 году вместо выборов была введена процедура наделения гражданина РФ полномочиями губернатора, областное Заксобрание по представлению Президента РФ наделило его этими полномочиями и на четвёртый срок. Но занять губернаторское кресло в пятый раз ему не довелось – в ноябре 2009 года полномочиями главы региона был наделён Александр Мишарин, которого в мае 2012 года сменил по такой же процедуреЕвгений Куйвашев.
Положение о выборности губернатора было возвращено в Устав области в июне 2012 года. На прошедших впервые после 14-летнего перерыва губернаторских выборах 10 сентября 2017 года победу одержал Евгений Куйвашев, став вторым в истории области всенародно избранным главой региона.
Кстати
Ныне действующая структура кабмина Свердловской области отличается от структуры Правительства РФ. Если на федеральном уровне действуют 22 министерства, то на Среднем Урале их – 17. Ведь есть ряд управленческих полномочий, отнесённых исключительно к ведению центра. Если областное министерство общественной безопасности по исполняемым функциям можно в какой-то мере соотнести с федеральными МВД и МЧС, а министерство международных и внешнеэкономических связей области – с МИДом России, то подобия министерств обороны, по делам Северного Кавказа или по развитию Дальнего Востока уж точно не нужны Среднему Уралу. Что же касается других областных ведомств, то часть из них даже повторяет названия федеральных — министерства финансов, здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии и т.д.
Власть исполнительная
Пришедшая на смену облисполкому администрация области включала в себя областное правительство и департамент главы администрации. Первым премьером областного кабмина стал Валерий Трушников, а директором департамента главы – Алексей Воробьёв. Но после принятия в декабре 1994 года Устава области администрация региона была упразднена, и правительство стало высшим исполнительным органом, подотчётным губернатору. Тогда же была создана администрация губернатора, которую в сентябре 1995 года возглавил Анатолий Гайда, ранее руководивший группой по разработке областного Устава.
С тех пор структура областного правительства неоднократно менялась — вводились и упразднялись министерства, изменялись их функции. Администрация губернатора подвергалась меньшим изменениям, а её значение в формировании политической повестки региона всегда оставалось весомым. Так, в последние годы губернаторства Эдуарда Росселя областная власть стала конструктивнее взаимодействовать с муниципальной властью областного центра, к чему приложил руку тогдашний глава его администрации Александр Левин. А возглавлявший этот орган с декабря 2009 по март 2012 года Вячеслав Лашманкин, как считается, сыграл активную роль в проведённой при губернаторе Александре Мишарине реформе законодательной власти региона. Поговаривают, правда, о влиянии на Лашманкина тогдашнего руководителя аппарата администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова, впоследствии (в 2016 году) возглавившего администрацию губернатора.
Одна из кардинальных перемен в исполнительной власти прошла в 2016 году. Был ликвидирован пост областного премьера, функции которого переданы губернатору, введены должности двух первых заместителей главы региона и шести заместителей, курирующих работу министерств по важнейшим направлениям. Реорганизация завершилась осенью 2018 года упразднением администрации главы региона и созданием аппарата губернатора и правительства области, который в ноябре возглавил Валерий Чайников, ставший одновременно заместителем губернатора.
Областной законодатель
Несмотря на начавшуюся в 1991 году реорганизацию органов исполнительной власти, законодательная власть в регионе на протяжении ещё двух лет оставалась советской — её осуществлял Свердловский облсовет народных депутатов, распущенный Указом Президента РФ лишь в ноябре 1993 года. А в апреле 1994 года прошли первые выборы нового законодательного органа — Свердловской областной думы, первым председателем которой стал Эдуард Россель. Облдума приняла в декабре того же года Устав области, которым предусматривалось создание областного Законодательного собрания, состоящего уже из двух палат — Областной думы (нижняя палата) и Палаты представителей (верхняя палата).
В апреле 1996 года прошли первые выборы обеих палат. Первым председателем Областной думы стал Вячеслав Сурганов, а председателем Палаты представителей – Александр Шапошников.
Облдума (28 депутатов) избиралась по партийным спискам, а Палата представителей (21 депутат) — по одномандатным избирательным округам. Таким образом, в нижней палате были представлены действующие в области политические силы, а депутаты верхней палаты представляли в региональном парламенте жителей территорий области. К тому же Палата представителей была своеобразным дополнительным фильтром, благодаря которому принимаемые законодательные акты прорабатывались более тщательно – ведь законами становились только принятые Облдумой и одобренные Палатой представителей законопроекты.
Заметим также, что депутаты Облдумы работали на постоянной основе, а депутаты верхней палаты — без отрыва от своей основной деятельности, в чём были и свои минусы. Так, до 2004 года, пока допускалось совмещение депутатских полномочий с государственной и муниципальной службой, значительную часть депутатского корпуса верхней палаты составляли руководители крупных муниципальных образований — Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Краснотурьинска и других. А после 2004 года большинство депутатских мест в палате заняли крупные предприниматели и топ-менеджеры промышленных компаний.
Главы Свердловской области
Имя, фамилия | Наименование должности | Когда назначен (избран) на должность | Когда освобождён |
Эдуард Россель | Глава администрации области | октябрь 1991 | ноябрь 1993 |
Валерий Трушников | Врио главы администрации области | ноябрь 1993 | январь 1994 |
Алексей Страхов | Глава администрации области | январь 1994 | август 1995 |
Эдуард Россель | Губернатор области | август 1995 | ноябрь 2009 |
Александр Мишарин | Губернатор области | ноябрь 2009 | май 2012 |
Евгений Куйвашев | Губернатор области | май 2012 |
Председатели Областной думы Свердловской области (с апреля 1996 года – Областная дума Законодательного собрания Свердловской области)
Имя, фамилия | Когда избран на должность | Когда ушёл с должности |
Эдуард Россель | декабрь 1993 | август 1995 |
Вячеслав Сурганов | сентябрь 1995 | апрель 2000 |
Евгений Порунов | апрель 2000 | апрель 2002 |
Николай Воронин | апрель 2002 | март 2010 |
Елена Чечунова | март 2010 | декабрь 2011 |
Председатели Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области
Имя, фамилия | Когда избран на должность | Когда ушёл с должности |
Александр Шапошников | апрель 1996 | май 1998 |
Пётр Голенищев | май 1998 | апрель 2000 |
Виктор Якимов | апрель 2000 | апрель 2004 |
Юрий Осинцев | апрель 2004 | сентябрь 2007 |
Людмила Бабушкина | октябрь 2007 | декабрь 2011 |
Председатель Законодательного собрания Свердловской области
Имя, фамилия | Когда избран на должность |
Людмила Бабушкина | декабрь 2011 |
Председатели правительства Свердловской области
Имя, фамилия | Когда назначен на должность | Когда ушёл с должности |
Валерий Трушников | декабрь 1991 | апрель 1996 |
Алексей Воробьёв | май 1996 | июнь 2007 |
Виктор Кокшаров | июнь 2007 | декабрь 2009 |
Анатолий Гредин | декабрь 2009 | апрель 2012 |
Владимир Власов | апрель 2012 | июнь 2012 |
Денис Паслер | июнь 2012 | сентябрь 2016 |
Директоры департамента главы администрации Свердловской области
Имя, фамилия | Когда назначен на должность | Когда ушёл с должности |
Алексей Воробьёв | ноябрь 1991 | 1994 |
Николай Воронин | 1994 | сентябрь 1995 |
Главы администрации губернатора Свердловской области
Имя, фамилия | Когда назначен на должность | Когда ушёл с должности |
Анатолий Гайда | сентябрь 1995 | ноябрь 1997 |
Юрий Пинаев | май 1998 | апрель 2001 |
Анатолий Тарасов | апрель 2001 | октябрь 2003 |
Вениамин Голубицкий | октябрь 2003 | август 2005 |
Александр Левин | сентябрь 2005 | декабрь 2009 |
Вячеслав Лашманкин | декабрь 2009 | март 2012 |
Сергей Зырянов | март 1012 | май 2012 |
Яков Силин | июнь 2012 | декабрь 2013 |
Сергей Пересторонин | декабрь 2013 | май 2016 |
Владимир Тунгусов | май 2016 | сентябрь 2018 (должность упразднена) |
Глава аппарата губернатора и правительства — заместитель губернатора Свердловской области
Имя, фамилия | Когда назначен на должность |
Валерий Чайников | ноябрь 2018 |
К 2010 году Свердловская область осталась единственным субъектом РФ с двухпалатным законодательным органом. Поэтому когда в июле того года в Облдуму был внесён проект нового Устава области, предполагавший возврат к однопалатному Заксобранию, депутаты его приняли без проволочек. Губернатор Александр Мишарин заявил тогда, аргументируя это предложение: «Повышение эффективности законотворческой работы требует принятия модели именно однопалатного парламента. В результате перехода к такой системе сокращается время рассмотрения законопроектов, расширяется база их экспертной оценки, укрепляется связь территории со своим депутатом».
Новый Устав был принят, и с декабря 2011 года областной парламент стал однопалатным, в нём теперь заседают 50 депутатов. Половина из них избирается по партийным спискам, представляя действующие в области политические силы, и половина – по одномандатным избирательным округам, сохраняя в своём лице прямое представительство территорий в областном парламенте.
Должность председателя Заксобрания вот уже семь лет занимает Людмила Бабушкина, которая до этого на протяжении четырёх лет возглавляла Палату представителей.
КОММЕНТАРИИ
Анатолий Гайда, в 1993 и 1994 годах — руководитель рабочей группы, занимавшейся разработкой Конституции Уральской республики, а затем Устава Свердловской области:
- Хочу напомнить, что к лету 1993-го уже полтора года минуло после распада СССР. Однако за это время практически во всех регионах России так и не определились, что же должно прийти на смену функционировавшим в период существования Союза облисполкомам и облсоветам. Создавалось впечатление, что региональные элиты заняли выжидательную позицию. Но кому-то надо было стартовать первым. Таковыми оказались мы. Тщательно проанализировав как действовавшую тогда Конституцию РСФСР, так и основные законы США и земель Германии, мы пришли к выводу о необходимости изменить статус региона. По Конституции РСФСР в стране существовали автономные республики, края и области. И у каждого из этих субъектов был свой юридический, политический и экономический статус. Но ведь все россияне — жители одной страны. А раз так, их статус тоже должен быть одинаковым. Вот и появилась идея создания Уральской республики. При этом о сепаратизме и речи быть не могло. А в Москве решили как раз наоборот, хотя наш основной закон ни в чём не противоречил Конституции РСФСР. В итоге все основные положения разработанной нами Конституции несостоявшейся Уральской республики вошли в принятый в 1994 году Устав Свердловской области, который стал показательным для других регионов. В Чечне, например, его скопировали один в один.
Вениамин Голубицкий, в 1993 и 1994 годах – один из авторов-разработчиков проектов Конституции Уральской республики и Устава Свердловской области:
- Структуры органов государственной власти и управления складываются из намерений, течений и интересов разных сил, которые в этом процессе участвуют. Важно, в какой политической ситуации и под какие конкретные задачи эти структуры создаются. Мы после отмены руководящей роли КПСС и развала Союза ССР создавали эту структуру в сложнейших условиях политических бурь и натиска различных политических сил, в условиях неравенства субъектов Федерации, которое надо было преодолевать. Новая постсоветская система органов исполнительной и законодательной власти в нашем регионе была создана. И видимо, не ошиблись мы тогда, выбирая именно такую её структуру, если Свердловская область за минувшие с той поры почти четверть века превратилась в один из ведущих регионов страны по всем показателям экономического, социально-политического и культурного развития. Конечно, сегодня перед регионом стоят уже совсем иные задачи, для их решения необходимы новые властные органы, новые формы и способы государственного управления и администрирования. Эти изменения в органах власти, конечно, нужны, и проводить их следует по мере необходимости, но обязательно сохраняя должный баланс между ветвями власти и органами управления. Что, на мой взгляд, пока удаётся.
Константин Устиловский, первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Свердловской области:
- Структура органов власти в Свердловской области за 25 лет менялась неоднократно. Это был поиск оптимальных форм управления регионом в данный конкретный момент ради достижения главной цели — улучшения работы всей цепочки власти. Жизнь ведь на месте не стоит, и любой управленческий орган по своей структуре и оперативности работы должен соответствовать темпу, динамике и задачам социальной действительности. На отмену выборов губернаторов в 2005 году федеральные власти подвигла трагедия в Беслане. Это решение диктовалось чрезвычайной ситуацией и террористической угрозой. Но теперь к выборности губернаторов мы вернулись. А что касается предложений вернуть двухпалатный парламент, то не стоит забывать, что сторонников ликвидации Палаты представителей было немало, даже когда она активно функционировала. Вот уже шесть лет у нас нет двухпалатного парламента, и от этого не стало хуже. По-моему, чем проще система, тем она надёжнее. Но до этого нам, наверное, надо было дорасти. Палата представителей выражала интересы социальных групп, которых не было в Областной думе. К примеру, территорий муниципалитетов. Или предпринимателей. На определённом этапе это себя оправдывало. В те годы и депутаты были не очень подготовлены, и механизмы принятия законов с учётом разных мнений ещё толком не разработали. Тогда все мы учились. Потом наступил период, когда все задачи принятия качественных законов уже решались и в одной палате. А вторая уже зачастую не отражала интересы тех или иных социальных групп, и даже злоупотребляла ими. То есть всё-таки без метода проб и ошибок не обошлось. Но, видимо, без них власть бы не закалилась. А кто закалён, тот и силён. У сильного государства и власть должна быть соответствующей. Федеральная, региональные и муниципальные власти должны идти в одном направлении, решать одни задачи, нести взаимную ответственность друг перед другом и перед населением. Думаю, именно так у нас сейчас всё и происходит.
- Опубликовано в №219 от 28.11.2018