Семь болевых точек: на что жаловались омбудсмену в 2018 году?

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова

Пожалуй, самой эмоциональной частью доклада свердловского омбудсмена стал блок о жилье для детей-сирот. Фото: Алексей Кунилов

Вчера Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова выступила перед депутатами областного Заксобрания с ежегодным отчётом. На основе обращений граждан (а за 2018 год Татьяна Георгиевна лично приняла 1 281 свердловчанина и получила 4 527 писем) она выделила семь наиболее острых проблем.

ПЕРВАЯ – НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Больше всего она распространена в сфере оказания услуг по уборке помещений.

– Сегодня нет, пожалуй, ни одной клининговой компании, которая считала бы себя обязанной выплачивать заработную плату. И если раньше мы говорили о нарушениях трудовых прав иностранцев, то теперь часто встречаются такие случаи в отношении своих граждан, жителей Свердловской области. Люди работают, но не получают зарплату, отработав положенный срок, – констатировала Мерзлякова.

По словам омбудсмена, в таких ситуациях полиция должна возбуждать в отношении недобросовестных работодателей уголовные дела о мошенничестве.

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА – БАНКРОТСТВА и, как следствие, всё та же невыплата заработной платы. В качестве примера омбудсмен рассказала о дегтярской швейной фабрике, обанкротившейся в 2014 году. Её имущество оценили в 14 млн рублей, но продали всего за 500 тысяч – в результате работники предприятия не смогли получить причитающуюся им зарплату, поскольку средств для этого просто не было. В итоге благодаря совместной работе уполномоченного и ряда ведомств, задолженность перед работниками была погашена уже из других источников.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА – ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ. Татьяна Мерзлякова сообщила, что к ней обращались семьи, недовольные тем, что после переселения из своего жилья, пришедшего в негодность, у них оказывалось столько же квадратных метров, сколько было раньше (хотя люди рассчитывали на большую обеспеченность в соответствии с социальной нормой). По словам омбудсмена, возможности расселять такое жильё исходя из запросов очередников были найдены.

ЧЕТВЁРТНАЯ – ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ. Сейчас выпускники детских домов живут в квартирах, имеющих статус специализированного жилья. Через пять лет они могут заключить договор о закреплении за собой этих квартир на условиях социального найма.

– Меня очень печалит, что в прошлом году только половина детей-сирот получила договоры социального найма. Другая половина остаётся жить в специализированном жилье. Это означает, что ребята всё-таки вели недостойный образ жизни: не платили за жильё, не понимали, что бюджет Свердловской области, выделив им это жильё, дал начальный капитал, – посетовала Мерзлякова.

Омбудсмен специально заострила внимание на необходимости постинтернатного сопровождении детей-сирот: формально такое сопровождение существует, но его фактические результаты малозаметны. Одним из способов решения проблемы мог бы стать приём на работу комендантов специализированного жилья для детей-сирот, как это происходит в Москве. Такие коменданты следят за порядком и образом жизни проживающих выпускников детдомов и за своевременной оплатой коммунальных услуг.

ПЯТОЙ БОЛЕВОЙ ТОЧКОЙ СТАЛА ЗАПИСЬ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ КЛАССЫ ШКОЛ. В адрес уполномоченного на протяжении последних лет поступают обращения по поводу подачи документов и зачисления детей в первые классы школ Екатеринбурга. Если количество всех детей, которые поступают в первый класс, не превышает количество мест в первых классах по городу, это не означает, что право на получение начального образования ребёнком будет реализовано в соответствии с принципом доступности.

Татьяна Мерзлякова высказалась за необходимость проведения проверки доступности школ, выяснив, соответствует ли количество проживающих первоклассников на закрепленной за школой территорией количеству мест в учебном заведении, за которым они закреплены (особенно это касается школ микрорайонов: Академический, УНЦ, Краснолесье).

ШЕСТАЯ – ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДЕЙСТВИЙ ПРЕСТУПНИКОВ. Речь идёт о тех случаях, когда осуждённый должен выплачивать компенсацию морального или физического ущерба. Как пояснила Татьяна Мерзлякова «Областной газете», в 2018 году к ней обратились 50 граждан с жалобами по этому вопросу. В течение года ситуация улучшилась по шести обращениям. По словам омбудсмена, плохо работают полиция, приставы и система исполнения наказаний.

СЕДЬМАЯ ПРОБЛЕМА – ЗДОРОВЬЕ ОСУЖДЁННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. Как пояснила Татьяна Мерзлякова, увеличивается число больных среди осуждённых. В ряде колоний не хватает врачей (например, в 16-й женской и в 3-й мужской колониях Краснотурьинска, 12-й Нижнего Тагила) и медоборудования.

  • Опубликовано в №035 от 27.02.2019 
Областная газета Свердловской области