Кредитная задолженность свердловчан – 500 миллиардов рублей

Круглый стол уполномоченных по правам человека

За круглым столом в Доме Севастьянова собрались омбудсмены регионов УрФО, финансовые эксперты, представители Центробанка и правоохранительных органов. Фото: Галина Соловьёва

Переход от плановой экономики к рыночной породил немало проблем в российском обществе, и одна из самых острых – финансовая грамотность, точнее, зачастую полное её отсутствие. А у рынка свои финансовые инструменты, их надо знать и понимать, прежде чем заниматься улучшением своего благосостояния. Но даже если владеешь этой грамотой, то от риска не застрахован никто. У любого из нас однажды могут резко измениться обстоятельства, и всё – на тебе висит огромный долг, который не выплатить никогда, и вот-вот придут приставы описывать мебель и всё имущество. И тогда люди обращаются в последнюю инстанцию – к Уполномоченному по правам человека.

Банкротство как избавление?

Ну что мы знаем о банкротстве? Да, есть такой закон с 2015 года. Судя по пьесе Александра Островского «Банкрот», это стыдно и унизительно – сидеть в долговой яме. А вот член комитета по социальной политике Совета Федерации, в недавнем прошлом Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова презентовала своим коллегам, собравшимся на этой неделе в Екатеринбурге на Координационный совет омбудсменов УрФО, проект и документальный фильм «Банкротство в подарок». В центре внимания – несколько конкретных судеб. У Натальи Расторгуевой крупный кредит взяла мать и умерла от тяжёлой болезни, когда девушке оставалось до совершеннолетия полгода. Ситуация тупиковая. Наталья обратилась к Уполномоченному по правам человека и нашла понимание и поддержку. Запустили процедуру банкротства с экспертным сопровождением, и в конечном итоге всё кончилось хорошо: квартира осталась, девушка учится в вузе, долг потихоньку гасится.

Александр Потапов взял кредит в 500 тысяч рублей, чтобы помочь больной матери, но она всё равно ушла из жизни. Беда за бедой – попал в ДТП, машина вдребезги, у самого – инвалидность и четверо детей на иждивении. Запустили процедуру банкротства, и ситуация более-менее выправилась.

У кого-то сгорел дом, и взятый кредит на строительство нового оказался непосильной ношей. Ещё случай – женщина взяла кредит на приобретение магазина и открытие бизнеса, но случился инсульт, и всё пошло прахом, а банк торопит с возвратом кредита. Всего в Челябинской области насчитали около двух тысяч должников. Бедолагами занималась и Маргарита Павлова, и созданный специальный центр «Советник» во главе с юристом Вячеславом Курилиным. За один год 26 человек буквально спасли.

Да, банкротство – это тяжело морально и физически. Вашим имуществом и деньгами распоряжается конкурсный управляющий, вы не можете взять новые кредиты и занимать руководящие должности, ездить за границу. Зато не растут проценты, не заберут жильё, если оно единственное, не будут досаждать коллекторы.

Но надо знать: долг платить всё равно придётся. Правда, вычитать в его погашение будут до 50 процентов официального дохода, даже если этот доход – пенсия. Банк своё всё равно возьмёт, не мытьём, так катаньем.

Уполномоченные по другим регионам УрФО попросили челябинцев сделать копию фильма.

Бойтесь кредитов, вам предлагаемых

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, модератор заседания Координационного совета, озвучила такую цифру: по данным Общероссийского народного фронта, закредитованность населения в России в середине 2019 года составила 16,2 триллиона рублей. У каждого пятого россиянина по три и более кредитов. В Свердловской области кредитная задолженность населения составляет немногим более 500 миллиардов рублей, просроченная задолженность снизилась с прошлогодних 26,5 миллиарда до 23,8 миллиарда.

– Такая тенденция обнадёживает, но всё равно это огромные суммы, – отметила Татьяна Георгиевна. – У нас много обращений по невозможности вернуть долг в обозначенные сроки. И банки в основном идут навстречу нашим ходатайствам за должников. Наши челябинские коллеги обкатывают вариант банкротства в таких случаях, мы больше идём по пути реструктуризации. Но хитрят все – и банки, и потребительские кооперативы, а особенно, микрофинансовые организации. В них грабительские проценты растут в геометрической прогрессии. Как правило, деньги занимают люди небогатые, не злодеи, на самые неотложные нужды, а потом жизненная ситуация меняется, и возникает проблема.

Омбудсмен рассказала, что самая распространённая уловка банка, предлагающего кредит, – на словах оговариваются одни условия, а в многостраничном договоре где-нибудь мелким шрифтом вписываются совершенно другие. Был совершенно дикий случай: женщина-аудитор (!) оформляла кредит, и ей подсунули вместе с договором долговой вексель. Воспользовались тем, что у человека горе, он не в себе был. Ещё более дикий случай – на группу военнослужащих срочной службы оформили кредиты и требовали возврата. Мы попросили вмешаться военную прокуратуру, и она быстро разобралась, что к чему.

– Мы не устаём повторять – читайте вдумчиво весь договор, – говорит Мерзлякова.

– В том, что сейчас большой процент невозврата кредитов, во многом виноваты сами банки. Пик закредитованности пришёлся на 2014 год, – считает руководитель одной из лизинговых компаний в Екатеринбурге Александр Масаев. – Тогда часть финансовых организаций взяла на вооружение агрессивные способы пополнения кредитного портфеля: звонки по телефону, засылка менеджеров в организации и на массовые мероприятия. Впаривали кредиты даже без залога, по одному паспорту. Оставшиеся «честные» банки, увидев, что конкуренты ушли вперёд, переняли эту тактику. Раньше ни один кредит не выдавался без оценки рисков, достаточной ликвидности залога и одобрения кредитного комитета, а сейчас менеджеры даже солидных банков свои звонки начинают со слов: «Вам одобрен кредит на очень выгодных условиях». Человека в глаза ещё не видели, а уже одобрили. Так чему же удивляться?..

Жильё запретили брать в залог

Большие надежды правозащитники возлагают на закон, который уже вступил в силу с 1 ноября этого года – микрофинансовым организациям отныне запрещено давать деньги под залог жилья, будь то дом или квартира. Капитальный гараж, офис, склад – пожалуйста. Глядишь, горестных историй, когда выселяют семью с детьми на улицу, и поубавится.

Интересное предложение прозвучало от руководителя челябинского антикризисного центра «Советник» Вячеслава Курилина – надо ввести обязательную видеофиксацию переговоров по выдаче кредита. И если на словах будет одно, а в договоре другое, то шансов выиграть дело в суде окажется больше. Видеозапись ведётся в некоторых банках, но обязанности хранить их у кредитных организаций нет. Но это можно закрепить инструкцией Центробанка.

Кстати

Тенденция жить в долг наблюдается повсеместно. На сегодня общий мировой долг, по данным МВФ, составляет $188 трлн – в 2,3 раза больше глобального ВВП.

Две трети должников – частный сектор, одна треть – государства. Случись резкое ухудшение финансовой ситуации, всем не поздоровится.

Справка «ОГ»

Координационный совет омбудсменов в регионах УрФО создан, как и во всех федеральных округах, в 2011 году. Для чего – понятно уже из названия. Собирается совет два раза в год по самым актуальным проблемам, и каждый раз – в другом регионе.

  • Подготовлено в соответствии с критериями,утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полно-мочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
  • Опубликовано в №210 от 15.11.2019 
Областная газета Свердловской области