В Свердловской области количество безработных впервые превысило 100 тысяч человек

Многим компаниям в период распространении инфекции удалось  наладить работу  и подбор персонала в удалённом режиме. Даже после снятия ограничений они не собираются отказываться от приобретённого формата работы Фото: Галина Соловьёва

Многим компаниям в период распространении инфекции удалось наладить работу и подбор персонала в удалённом режиме. Даже после снятия ограничений они не собираются отказываться от приобретённого формата работы Фото: Галина Соловьёва

Количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости Свердловской области, на этой неделе впервые перевалило за 100 тысяч человек. С апреля этот показатель вырос в 4,5 раза. Взрывной рост соискателей работы – следствие пандемии коронавируса и принятых Правительством России ограничительных мер. Как эта ситуация отразилась на рынке труда и что ждёт его в будущем – рассуждают наши эксперты.

В кризисном 2008-м было меньше

На 20 июля, по данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 100 334 человека. Это больше, чем было в кризисном 2008 году. Тогда количество регистрируемых безработных, согласно данным областного департамента по труду и занятости населения, не превысил отметки в 96 000 человек.

Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области достиг 4,73 процента, а заявленная работодателями потребность в работниках составила 39 927 вакансий. По методологии Международной организации труда, согласно данным Свердловскстата, средний уровень безработицы на Среднем Урале за март-май 2020 года составил 6,5 процента. Для сравнения, в соседней с нами Курганской области – 8,1 процента.

Цифры настораживающие, но безработица, как это не покажется странным, сегодня затронула Россию в меньшей степени, чем в кризисном 2008 году. Сегодня это больше мировая проблема: в США в мае фиксировали безработицу на уровне 13,3 процента. В этот же период в России, по данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы составлял 6,1 процента. В Свердловской области, как видим, уровень безработицы примерно соответствует этому уровню. Отличие нынешней ситуации на рынке труда ещё в том, что Правительство России приняло беспрецедентные меры поддержки для потерявших работу: это и пособия по верхней планке для обратившихся в службу занятости после 1 марта этого года, и ежемесячные выплаты на детей, чьи родители оказались без работы. Этот фактор также привёл к росту регистрируемой безработицы.

– Мы прогнозировали примерно те же цифры по безработице в начале распространения коронавирусной инфекции, – рассказывает заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета Наталья Тонких. – Но в отличие от предыдущего кризиса у нас больше пострадали сектора, не связанные с производством. Ряды безработных пополнили представители ресторанного бизнеса, сферы услуг, торговли промышленными товарами. Наряду с этим остаются сектора экономики, где острая потребность в кадрах как была, так и есть – та же медицина.

Единственное, что не смогли учесть в своих прогнозах экономисты, так это то, что появятся существенные меры поддержки государством людей, потерявших работу, и это также скажется на росте численности безработных. Сегодня в центры занятости потянулись те, кто годами не работал. Возможно, в нарушение закона за пособием обратились даже те, кто получают теневые доходы и скрывают свои заработки. Но сейчас для государства главное – поддержать тех, кто действительно потерял работу.

Работа боится вируса

Главные вопросы сегодня для многих: когда рынок труда начнёт восстанавливаться и появится возможность работать?

– Проблема в том, что нынешний пик безработицы – это не следствие чисто экономических проблем, как было в 2008 и 2014 годах. Первопричина этого роста – распространение коронавируса, – считает научный сотрудник лаборатории международной и региональной экономики Института экономики и управления Уральского федерального университета Павел Кузнецов. – На прошлой неделе в Свердловской области регистрировали рекордное количество заболевших коронавирусом, почти 350 человек. Если так будет и дальше, то ограничения продлятся, и кризис на рынке труда усугубится.

Закономерность роста количества вакансий на рынке труда от распространения коронавирусной инфекции проследили и эксперты рекрутинговой компании HeadHunter. В июне, когда в целом по стране заболевание новым коронавирусом пошло на спад, количество вакансий, по сравнению с маем, сразу выросло на 34 процента. В Свердловской области, где болезнь не спешила отступать, – только на 17 процентов. То есть рынок труда в нашем регионе восстанавливается медленнее, чем в целом по стране. Причина – всё ещё высокий уровень заболеваемости: в последние недели по приросту новых больных коронавирусом регион вышел на второе место после Москвы.

– Новые вакансии появятся только тогда, когда начнёт восстанавливаться сфера услуг, а это целиком зависит от эпидемиологической ситуации, – говорит Наталья Тонких.

Нужны медики и рабочие

Рынок труда после пандемии должен измениться – предупреждают эксперты. Например, многие компании возьмут за правило удалённую работу своих сотрудников. А те, кто оказался без работы, задумаются о смене профессии.

– Активная часть трудоспособных людей, которые оказались сегодня не у дел, будут искать другие сферы применения своих способностей, произойдёт структурная перестройка рынка труда. Уже сейчас растёт востребованность в специалистах, которые могут грамотно выстраивать взаимоотношения с персоналом в компании, – говорит Наталья Тонких.

Сегодня избыток кадров наблюдается в таких сферах деятельности, как искусство, развлечения, массмедиа. При этом острейший дефицит в специалистах испытывает медицина и фармацевтика, хронически не хватает толковых рабочих, строителей. Кризис показал, что даже в период самоизоляции представители этих профессий не остались без работы. По словам Натальи Тонких, наметились и новые миграционные потоки внутри страны: молодёжь из Москвы потянулась на родину. В столице зарплаты выше, но в кризис приезжие первыми теряют работу.

Восстановление экономики не произойдёт сразу, и это также будет сказываться на рынке труда.

– Данные по Китаю свидетельствуют, что даже после того, как страна вышла из жёсткого карантина, потребление восстановилось на 90 процентов от докризисного уровня. Люди изменили своё поведение, стали меньше тратить, ограничили себя в передвижениях, – говорит Павел Кузнецов. – То же, вероятно, ждёт и нас.

В тему

Алексей КИСЕЛЁВ, заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области.

– В сложившейся ситуации роста безработных существует определённый риск диктата работодателей, и некоторые социально безответственные из них могут попытаться его применить. Но на тех предприятиях, где имеются профсоюзные организации, осуществить диктат будет гораздо сложнее. Здесь работники защищены коллективными договорами и соглашениями всех уровней.

  • Опубликовано в №121 от 22.07.2020.
Областная газета Свердловской области