Сегодня молодые горожане с интересом разглядывают и фотографируют скульптуры на крыше мэрии, но порой иронически называют их «горгульями». Кого именно изображают трёхметровые фигуры, они не знают. Выяснилось, что и представители старшего поколения затрудняются с идентификацией скульптур. Кто же день и ночь смотрит на уральскую столицу сверху вниз?
Сегодня здание мэрии венчают 16 фигур собирательных образов шахтёров, атлетов, колхозниц, музыкантов, учёных, которые по замыслу советских создателей олицетворяли рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию. Эти скульптуры были установлены в
Трёхметровые фигуры из алюминиевых листов имеют внутренний каркас, который надёжно держит «тело». Скульптура с «приветствующей» рукой на снимке сверху, судя по кирке в опущенной руке, «шахтёр». А за ним «колхозница» со снопом колосьев. Эти фигуры повторяются на другой стороне фасада мэрии. Кстати, горожане говорят, что часто видят возле «шахтёра» больших ворон наверное, им удобно отдыхать на его протянутой руке. Фото devel43.livejournal.com
Реставрировали «людей труда» три мастера Н.Куклин, А.Чернышов, В.Задорин. Было решено восстановить их не в бетоне, а в алюминии. Части из алюминиевых листов сваривались, вся фигура тонировалась, а затем под неё подводился каркас получалась легкая, прочная и устойчивая статуя.
Работали неспешно финансирование подводило, к тому же в то время постоянно шли идеологические споры нужны ли на горсовете «шахтёр», «колхозница», «скрипачка»? Было решено, что художественной ценности они не имеют. Дело в том, что создавались эти фигуры наспех группой авторов, и настолько небрежно, что реставраторам приходилось исправлять их ошибки. Например, голова атлета сидела на такой длинной и неестественно повернутой шее, что чуть не падала на правое плечо. Но зданию они всё же придавали неповторимость, подчёркивали своеобразие «сталинского ампира».
Возвращаться на своё законное место фигуры начали только в августе 1995 года. Тогда вернули только четыре изваяния, со временем к ним прибавились и остальные собратья. Сегодня в администрации Екатеринбурга, кажется, уже не осталось людей, знающих, «кто есть кто». Кого изображают скульптуры, есть ли у них официальные названия, затруднились ответить практически все собеседники сотрудники управления делами, управления зданиями мэрии и даже Главархитектуры. В отделе по делам архивов администрации Екатеринбурга вопрос «ОГ» назвали интересным, но сообщили, что архив ведёт свою работу с 1992 года, поэтому данных о фигурах здесь нет. Не смогли вспомнить историю двадцатилетней давности и городские депутаты, включая тех, кто уже не первый созыв заседает в местном парламенте.
Новое лицо в мэрии Екатеринбурга Евгений Ройзман, на днях получивший удостоверение главы города, нашим вопросом заинтересовался.
Я не знаю, что именно это за скульптуры, но очень интересно узнать. Насколько мне известно, к их созданию приложил руку тот же скульптор, чьи работы «метательница копья» и «дискобол» когда-то стояли на Набережной городского пруда со стороны дома Севастьянова. Они, к слову, изображены на картине Александра Бурака 1947 года.
Евгений Ройзман пообещал в ближайшее время выяснить историю создания фигур, поговорив со знакомыми художниками. Есть ещё одна любопытная деталь, которую нам не смогли пояснить историки и краеведы: сколько фигур было установлено изначально? Как нам сообщил наш коллега Владимир Голубев, правнук архитектора Георгия Голубева, который в своё время создавал здание мэрии, раньше на крыше здания было больше скульптур, чем сейчас. Видимо, какого-то шахтёра или колхозницу всё-таки сместили со своего постамента.