Броуновское движение

Уследить за частными перевозчиками непросто. Кто, например, точно скажет, с каким интервалом движется та или иная маршрутка? Фото: Александр Зайцев.

Уследить за частными перевозчиками непросто. Кто, например, точно скажет, с каким интервалом движется та или иная маршрутка? Фото: Александр Зайцев.

Во многих городах области обнаружилась новая проблема: частные транспортные компании самовольно начинают ездить по наиболее «пассажироёмким» маршрутам, при этом зачастую забрасывая те, обслуживать которые они обязаны по договорам. В итоге на рентабельных направлениях не протолкнуться от автобусов и «Газелей», а на остальных маршрутах транспорт можно ждать часами

Уже вторую неделю общественный транспорт в Полевском пребывает в состоянии хаоса. На маршруте №13 — самом рентабельном из всех — не протолкнуться от… автобусов. На остальных маршрутах транспорт можно ждать часами.

МНЕНИЕ

  • Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:
  • — Кому принадлежит автобусная компания, которая возит пассажиров по городу, не имеет никакого значения. Принципиален совсем другой вопрос: есть ли в городе единая рамка организации перевозок или нет? Город обязан задавать рамку, в которой работают абсолютно все перевозчики. Существует идеальная модель, называемая немецкой. Город задаёт систему маршрутов и формат расписаний (грубо говоря: мне нужно, чтобы на этом маршруте в час пик было не менее стольки-то отправлений). После того, как эта рамка задана, город приглашает перевозчиков к исполнению транспортной работы. То есть покупает у перевозчиков транспортные услуги. За счёт каких денег? Вся выручка идёт в одну кассу. Некая городская структура, организующая перевозки, аккумулирует эти деньги, иногда (это зависит от местной специфики) в эту же копилку поступает и городская субсидия. И этими деньгами город покупает у перевозчиков рейсы. А современные гаджеты позволяют фиксировать, выполнил перевозчик работу на своём маршруте или нет.

Аналогичные ситуации знакомы и другим городам. Этим летом администрация Полевского заключила новые договоры на перевозку пассажиров по итогам конкурса, который состоялся аж в 2012 году. Тогда с его результатами согласились не все, и начались судебные тяжбы. Весь этот период пассажироперевозки осуществлялись по старым договорам. Наконец суд всё-таки признал конкурс действительным, но…

В первую неделю августа на маршрут №13 вышли сразу два частных перевозчика — ИП Краснов, который выиграл конкурс, и ИП Шахмина, которая конкурс проиграла. Горожане были в недоумении: автобусы идут один за другим, водители переругиваются, а на конечных остановках, поговаривают, чуть ли не до драк доходит… Недовольны и сами перевозчики: прибыль мизерная.

— Представьте, если на маршруте работало 20 машин, а сейчас 40. Как минимум треть дохода мы теряем, — поделился с «ОГ» предприниматель Владимир Краснов, выигравший конкурс на пассажирские перевозки по маршрутам №12, №13 и №15. — Некоторые организации покупают у нас проездные билеты для своих работников. И если человек с таким служебным проездным садится не в мой автобус, его оттуда просто выгоняют, — добавил Владимир Краснов. Кроме того, нет никаких гарантий, что такой автобус поедет строго по маршруту — ведь никаких обязательств ни перед кем этот перевозчик не несёт.

На остальных маршрутах, особенно на №5, №9 и №11 — обратная ситуация.

— Нет девяток, нет двенадцатых — по-моему, они вообще сейчас не ходят. Только тринадцатый по одному маршруту ездит, и всё. Мне им пользоваться неудобно, приходится бежать на другую улицу. Водители вечно торопятся: сесть не успеем, они уже тронулись, — рассказала жительница Полевского Светлана.

У перевозчиков эти маршруты считаются нерентабельными. Компания, которая выиграла конкурс на обслуживание маршрутов №5, №9 и №11, к работе так и не приступила.

— На сегодняшний день победитель свои автобусы продал. Сейчас, по устной просьбе городской администрации, на маршрутах №5, №9 и №11 работаем мы, — добавила Асма Шахмина, чьё предприятие держало эти маршруты до конкурса. Именно она решила опротестовать результаты.

Женщина добавила, что формально к ним претензий нет — лицензия у предприятия есть и даже проверки, инициированные конкурентом, не выявили нарушений. Сейчас предпринимательница намерена подавать надзорную жалобу в Москву.

Глава Полевского Александр Ковалёв отмечает, что сегодня повлиять на ситуацию, по сути, не может: «В областном законе об административных правонарушениях была статья 24, часть 4: осуществление пассажирских перевозок без паспорта на маршрут и без договора ведёт к штрафу до 60 тысяч рублей. Недавно эта статья была отменена. И теперь реальных рычагов влияния на частных перевозчиков у муниципалитета нет».

Похожие ситуации то и дело возникают, пожалуй, в каждом городе. Например, в Екатеринбурге нынешней весной были обнаружены нелегалы на маршрутах 022, 050 и 055. Проследить за техническим состоянием этих пассажирских автобусов, за качеством их услуг, а значит, и за безопасностью пассажиров, невозможно. Кроме того, нелегалы не принимают к оплате Е-карты. В Первоуральске несколько лет назад в конкурс на организацию пассажирских перевозок не допустили предприятия, эксплуатирующие «газели». Но с улиц города они не исчезли. Ловко обгоняя большие автобусы, они собирали с остановок всё платёжеспособное население.

Уследить за десятками предпринимателей, рванувших в этот явно прибыльный бизнес, очень сложно. Но альтернативы сегодня не найти — муниципальные транспортные предприятия, особенно в небольших городах, не выдерживают конкуренции.

Областная газета Свердловской области