Зачем нам столько школьных рейтингов?

На днях рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») составило новый рейтинг школ России: отобрало 200 лучших по показателю поступления в топ-20 вузов страны. Результаты не повторили, как ожидалось, составленный прошлой осенью «Учительской газетой» при поддержке Минобрнауки топ-500 школ. И тем более эти результаты даже не пересеклись с результатами федерального конкурса этого учебного года «100 лучших школ России». «ОГ» разбирается, зачем в стране составляется столько рейтингов и кому они нужны.

— Рейтинги — отличное средство сопоставить результаты работы учебных заведений, — считает обладатель звания «Лучший учитель России», историк из Екатеринбурга Алексей Гончаров. — Для родителей первоклашек, поступающих в школу, эти данные будут мало полезны: за 11 лет многое может измениться. А вот для старшеклассников, готовых ездить за знаниями на общественном транспорте, информация о месте школы в рейтинге может пригодиться. Надо только понимать, какие критерии взяты за основу при их составлении.

Критерии — ключевое. К примеру, в последнем «топе-200» школы относили к лучшим по числу поступивших в 20 самых-самых вузов страны (они были названы в мае). В этом рейтинге ориентировались на количество выпускников, поступивших на бюджетные места, в том числе олимпиадников. Правда, учитывали и тех, кто поступил на платные отделения. И это в целом справедливо — в топ-20 вошли только те вузы, которые не занижали планку ЕГЭ даже для поступавших за деньги абитуриентов. Так что топ-200 школ будет очень интересен родителям: в нём учитывалась именно подготовка учеников к поступлению в вузы, а вовсе не оснащение школ интерактивными досками или число почётных грамот за чистую пришкольную территорию…

А ведь некоторые рейтинги так и составляются — не по качеству обучения, а за хорошо подготовленные бумаги на конкурс. Вот, к примеру, соревнование «100 лучших школ России» — исключительно заочное. Организаторы — солидные, между прочим, люди из Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике и Комитета Государственной думы по образованию — просят школы прислать заполненные характеристики своей работы. Здесь решающей для победы может стать …обновление школьного спортзала и организация волонтёрского отряда, а это к учёбе и уровню образования не имеет никакого отношения.

— Мы рады, что наш лицей №180 попал на 57-е место в России по поступлению выпускников в лучшие вузы страны, — признаётся директор «180-ки» Алексей Крылов. — В прошлом году 32 наших воспитанника достойно сдали ЕГЭ и учатся на бюджетных местах УрФУ, а ещё 18 — на его платном отделении. Но если бы этого рейтинга не было, для нас не изменилось бы ничего. Да и сегодня нельзя ни один из существующих рейтингов назвать максимально объективным: к примеру, кто учитывает школы с углублённым преподаванием предметов художественно-эстетического цикла или школы со спортивной направленностью? А между тем актёры и спортсмены точно так же нужны нашему обществу, стране, как физики или металлурги.

И не согласиться с этим нельзя. Между тем вполне официальный топ-500 российских школ, который каждый год составляет «Учительская газета» при поддержке Минобрнауки РФ, учитывает только победителей олимпиад и результаты ЕГЭ. И удивительно, что лицей №130 Екатеринбурга, например, в топ-500 не вошёл совсем, а в топе-200 оказался на 17-м месте в России. Он отправил на бесплатное обучение в лучшие российские вузы сразу 62 выпускников, тогда как блистательная гимназия №9 Екатеринбурга (11-е место в топе-500) — всего 50 выпускников.

— Состоятельные родители «девятки» не очень ориентированы на бюджетные места российских вузов, — объяснила мама выпускника Мария Федосова. — Очень многие отправляют учиться своих отпрысков за границу, а это ни в какой официальной статистике не учитывается. Так что родителям и педагогам, изучающим рейтинги, надо иметь в виду этот факт.

Точно так же, как надо знать и о том, что топ-200 сельских школ (рейтинг той же «Учительской газеты» и Минобрнауки) ориентируется в основном на оценки в аттестатах, не учитывая даже результаты ЕГЭ. Забавный факт: все лидирующие места в этом рейтинге занимают… школы южных республик. Там у выпускников сплошные отличные аттестаты. Правда, с результатами ЕГЭ они никак не коррелируют.

 

Место в областиМесто в странеШкола
16Лицей СУНЦ УрФУ8*
213Гимназия № 9, Екатеринбург11*
317Лицей № 130, Екатеринбург
431Лицей № 110 им. Гришиной, Екатеринбург*
536Гимназия № 35, Екатеринбург
657Лицей № 180, Екатеринбург
761Гимназия № 2, Екатеринбург*
863Лицей № 135, Екатеринбург*
999СОШ № 200, Екатеринбург
10109Лицей № 12, Екатеринбург
11114Гимназия № 13, Екатеринбург*
12120Гимназия № 161, Екатеринбург
13124Гимназия № 37, Екатеринбург*
14126Гимназия № 99, Екатеринбург
15129СОШ № 7, Первоуральск
16137Лицей № 100, Екатеринбург
17140Гимназия № 120, Екатеринбург
18143Гимназия № 47, Екатеринбург
19151СОШ № 68, Екатеринбург
20172Политехническая гимназия, Нижний Тагил*
21184Лицей № 88, Екатеринбург
22191СОШ № 2, Верхняя Пышма
23194Гимназия № 116, Екатеринбург
24199Гимназия № 94, Екатеринбург

* — школа попала в топ-500 России

Областная газета Свердловской области