Зачем в Екатеринбурге закрыли ясли?

Молодая мама из Екатеринбурга Ксения Корюкова признаётся, что хотя их семья продолжает искать ясли, но надежда тает —  в садик бы поближе к дому устроиться. Фото: Алексей Кунилов.

Молодая мама из Екатеринбурга Ксения Корюкова признаётся, что хотя их семья продолжает искать ясли, но надежда тает — в садик бы поближе к дому устроиться. Фото: Алексей Кунилов.

Закон «Об образовании» декларирует в России доступность обязательного дошкольного образования только для детей от трёх до семи лет. В майском указе Президента России Владимира Путина об обеспечении местами в детских садах тоже речь идёт лишь о детях старше трёх. А ведь мать перестаёт получать пособие по уходу за ребёнком сразу после того, как ему исполняется 1,5 года. В советское время таких малышей отправляли в ясли, а мамы шли зарабатывать деньги. Сегодня ясли остались лишь в нескольких свердловских муниципалитетах, в Екатеринбурге же в группы для детей от двух до трёх лет могут попасть лишь льготники.

Комментарий

Оксана Черезова, специалист по демографии, кандидат исторических наук:

— Прошедший недавно в Екатеринбурге демографический форум рекомендовал руководству региона возродить ясли. Это важная мера социальной защищённости матери. Её уверенность в том, что в полтора года ребёнка можно будет отвести в садик и выйти на работу, позволит принять решение родить, а не сделать аборт.

Государство за уход не отвечает

Перепрофилировать ясельные группы для ребят постарше в уральской столице начали ещё в 2009 году. Тогда очередь в детские сады была настолько громадной, что некоторые дети дожидались путёвки в садик лишь к семи годам, когда пора было идти в школу. Детские сады строили, но не с той скоростью, с какой росла рождаемость. И вместо того чтобы увеличить ввод в строй новых дошкольных учреждений, в администрации Екатеринбурга придумали переделать ясельные группы в группы для детей более старшего возраста. Денег на это требовалось не так много: стоимость косметического ремонта, который часто проводился за родительский счёт, плюс установка унитазов вместо помещения с горшками. Это было дешевле строительства нового детсада.

— Шесть лет назад очередь в детские сады в Екатеринбурге достигала 27 тысяч человек, — говорит Дмитрий Болесов, руководитель екатеринбургской общественной организации «Родительское собрание». — Вспомните, тогда мамы с пятилетними детьми стояли в пикетах напротив мэрии, сюжеты об этом шли на всех федеральных каналах. Ясно, что старшим детям сад нужен больше, чем младшим. Открыв группы для детей от трёх лет на месте ясельных, администрация города несколько снизила градус общественного напряжения.

Новый закон «Об образовании» назвал образовательной деятельностью лишь занятия с детьми от трёх до семи лет. За теми, кто младше, в садах только присматривают и ухаживают. При этом Конституция РФ провозглашает доступность образования, а присмотр и уход к нему никакого отношения не имеют. И когда в стране заработала федеральная программа по строительству и капитальному ремонту детских садов, возвращать ясельные группы в Екатеринбурге так и не решились — надо было быстрее поспевать за выросшей рождаемостью.

Ясельных групп в уральской столице остались единицы, в каждом районе их можно пересчитать по пальцам. По информации Управления образования Екатеринбурга, на детей от двух до трёх лет приходится примерно 15 процентов всех мест, которые распределяют в учебном году — нынче это около 2 700. Правда, официально ясельными они не считаются: это группы для детей младшего возраста. Путёвки в них распределяют лишь для детей из семей льготников — военнослужащих, судей, работников прокуратуры, многодетных… Ребёнку рядовых служащих, рабочих, медиков или педагогов в такие группы не попасть. Но, как нам сообщили вчера родители Чкаловского и Верх-Исетского районов, даже не всем льготникам в этом году хватило мест.

Похожая ситуация сложилась в Верхней Пышме — здесь ситуация с яслями немногим лучше. На весь город — 12 групп для детей до трёх лет.

— Мы решили, что ещё год я посижу дома, — вздыхает Ольга Кулакова, мама полуторагодовалого Ильи. — Бабушки у нас в другом городе. В сентябре дочка пойдёт в первый класс, будем с Илюшей её в школу и из школы водить. Зарплата у мужа около 40 тысяч, вроде немало, но вычтешь оплату ипотеки, коммуналки и остаётся только на продукты… Приходится на всём экономить. У меня однокурсница живёт в Первоуральске — путёвку ребёнку в ясли дали в год и семь месяцев.

В ясли — с года

советский плакат

 Советский плакат, 1955 год

Действительно, в некоторых свердловских муниципалитетах при том же росте рождаемости власти ухитрились сохранить ясли.

— Группы раннего возраста мы не закрывали никогда, — рассказывает начальник отдела по дошкольному образованию администрации Первоуральска Ирина Гельманова. — Сейчас их посещают около 800 детей. В первую очередь наделяем путёвками в ясли льготников, но их получают и другие семьи. Вскоре в муниципалитете мы откроем ещё два огромных детсада на 350 мест каждый, и дефицита мест у нас не будет. Тогда места в садики с полутора лет будут получать абсолютно все первоуральцы.

— У нас семь «Дошкольных образовательных учреждений присмотра и ухода», которые посещают дети с года до трёх лет, — добавляет заместитель начальника Управления образования Нижнего Тагила Татьяна Удинцева. — Они рассчитаны на 518 человек, кроме того, группы до трёх лет в детских садах посещают ещё 3 613 малышей. Ясли закрывать мы не собираемся, потребность в них у родителей велика. В основном родители берут путёвки в ясли с полутора лет, когда государство перестаёт платить пособие по уходу за ребёнком. Матери хотят заработать деньги, боятся потерять своё рабочее место, поэтому и выходят из отпуска. Но есть случаи, когда дети начинают посещать ясли с года.

Точно так же сохранились ясельные группы и ясли и в других муниципалитетах — в Карпинске, Качканаре, Ирбите. В Карпинске обеспечены местами в дошкольных учреждениях около 70 процентов детей от полутора лет. В Ирбите рассказали, что после изменения СанПинов даже несколько уплотнили группы раннего развития — до 18 человек.

Научить жевать и говорить

Советский плакат, 1967 год.

Педагоги отмечают, что закрывать ясли даже вредно: в этом возрасте малышей легче приучить к «садичному» режиму. Да и порой казённые порядки оказываются намного полезней детям, чем домашние:

— Сегодня дети в ясли приходят, не умея держать в руках ложку, порой даже не имеют навыка жевать твёрдую пищу, — делится Ирина Гельманова. — Многие родители держат их в памперсах до трёх лет! Дети не говорят, родители мало им читают, недостаточно развивают дома. В яслях же воспитатели довольно быстро обучают малышей необходимым социальным навыкам, что немаловажно для психического и интеллектуального развития. В целом те дети, которые начали посещать дошкольные государственные учреждения в раннем возрасте, оказываются более качественно подготовлены к школе, чем их сверстники. В связи с этим мы считаем вредным закрывать группы раннего развития и впредь продолжим их работу.

Областная газета Свердловской области