«Большая беда в том, что мы свой разум раздаём бесплатно»

Молодые учёные всё чаще подают международные заявки вместо того, чтобы получать российский патент. Так больше шансов, что изобретение заметят. Фото:  Александр Зайцев

Молодые учёные всё чаще подают международные заявки вместо того, чтобы получать российский патент. Так больше шансов, что изобретение заметят. Фото: Александр Зайцев

Сегодня отмечается Международный день интеллектуальной собственности. О новых изобретениях и проблемах их авторов «ОГ» рассказал председатель Свердловской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Алексей Окунев.

— Алексей Васильевич, расскажите, много ли сейчас изобретателей среди уральцев и что они создают?

— У нас есть хорошие изобретения, особенно в сфере энергетики и здравоохранения. Есть абсолютно неординарные решения. Например, один из свердловчан создал установку, с помощью которой можно структурировать воду. Такая вода приобретает удивительные свойства: повышает усвояемость организмом питательных веществ. Если поливать ею овощи, они без нитратов дают высокий урожай. Куры на птицефабриках пьют такую воду и хорошо прибавляют в весе, при этом не болеют, соответственно, не нужно им давать антибиотики. Это изобретение уже используется на некоторых птицефабриках Свердловской области, а также в тепличных хозяйствах, его эффективность подтверждается на практике. Ещё один пример: житель Сухого Лога придумал медицинский прибор, который помогает человеку избавиться от холестериновых бляшек. То есть это устройство может способствовать снижению случаев инсультов и инфарктов. Нашёлся врач-доброволец, который в настоящее время на себе испытывает действие этого прибора. Однако в целом изобретателей у нас мало, гораздо меньше, чем было в советские времена, и меньше, чем во многих других странах. А молодых изобретателей — вообще единицы.

— Чем это можно объяснить?

— Причин несколько. Профессия «инженер» пока так и не вернула себе былую популярность: на технические специальности в университетах даже на бюджетные места конкурс невысокий. Вместе с тем качество подготовки специалистов в вузах продолжает падать. Другая причина — сложность и длительность оформления патентов на изобретения, отсутствие налоговых льгот для изобретателей и для предприятий, внедряющих новые российские технологии. Определённую роль играют рыночные факторы: сегодня мало изобрести, нужно суметь выгодно продать свою разработку. А для этого нужен особый талант, потому что тут — как на рынке: у одного покупают товар, у другого — нет. Многие изобретатели не находят способов реализовать свои проекты, но при этом вынуждены ежегодно уплачивать пошлины.

— Пошлины за поддержание патента в силе?

— Да, уплачивая государственную пошлину, человек подтверждает своё исключительное право на изобретение. И если кто-то будет использовать разработку без согласия правообладателя, такие действия можно оспорить в суде. Один мой знакомый, когда получал первый патент, ездил на автомобиле, теперь у него несколько запатентованных изобретений, но сам он ходит пешком: автомобиль пришлось продать, потому что много денег уходит на пошлины. Бывает и так, что у изобретателей просто нет на это средств, в результате ежегодно много патентов теряет силу. А на Западе между тем люди сидят в Интернете и наблюдают за ситуацией. Видят, очередной российский патент потерял силу, берут готовое изобретение и патентуют на своей территории. Запускают производство инновационной продукции, да ещё и в Россию эту продукцию импортируют. Большая беда не только в том, что мы торгуем нефтью, но и в том, что мы свой разум бесплатно раздаём.

— Как можно изменить эту ситуацию?

— Откровенно говоря, действительно ценных изобретений не так уж много. На мой взгляд, такие изобретения должны выявляться и защищаться на государственном уровне. Кроме того, государство должно предоставлять льготы и субсидии предприятиям, которые внедряют российские новшества. Приведу конкретный пример: у нас есть разработчик, который собрал команду инженеров, они на хорошем уровне разработали паровую турбину нового поколения и уже сделали опытные образцы. Но никто не хочет замечать это перспективное изобретение, никто не спешит запустить серийное производство новых турбин, хотя это в интересах экономического развития страны. Сегодня предприятия покупают готовые турбины у известных западных фирм, несмотря на то, что, как правило, им продают продукцию, которая на Западе считается уже устаревшей. Не случайно последнее время наши учёные стали всё чаще подавать международные заявки вместо того, чтобы получать патент в России. Так больше шансов, что изобретение заметят, попытаются внедрить, а разработчик получит вознаграждение. Впрочем, недавно в Москве был избран новый Центральный совет ВОИР. Туда вошли молодые и активные люди. Будем надеяться, что им удастся переломить ситуацию с внедрением российских изобретений в лучшую сторону.

  • Опубликовано в №73 от 26.04.2017
Областная газета Свердловской области