Самые светлые из идей Октября не воплотились в жизнь и были преданы

Гоген Арго, журналист, активист социалистического движения «Искра»:

— Говоря о Великой Октябрьской революции, мне прежде всего хочется напомнить не об известных всем её социальных достижениях, а об идеях, которые эта революция открыла России и миру. Не потому, что я обесцениваю или недооцениваю достижения Октября 1917 года — они были поистине колоссальны, но сейчас они почти полностью ушли в прошлое, и напротив — идеи, которыми эти достижения были вдохновлены, не забываются, а звучат всё громче. Тогда, в октябре 1917 года, впервые за всю историю человечества на знамёна были подняты идеи социального равенства и справедливости, идея освобождения труда от эксплуатации.

Самые светлые из идей Октября не воплотились в жизнь и были преданы, но они живут по сей день, ибо социальные проблемы, о которых говорили отцы-основатели марксизма, в наше время не только не теряют актуальности, но и становятся всё более очевидными. Эксплуатация человека человеком всё так же развивается и принимает новые формы; не исчезает, а растёт классовое сознание наёмных трудящихся; наряду с банальными экономическими требованиями на рабочих забастовках всё чаще наблюдаются антикапиталистические лозунги. Более того, растёт число последователей левых и конкретно марксистских идей — как в третьем мире, так и в развитых странах. Но если в прошлом веке социалистическое сознание масс во всём мире во многом было связано с мифом о «социалистической» стране Советов, то в наше время, когда империя СССР вместе с большинством её прогрессивных достижений канула в Лету, такое сознание уже сложно объяснить чем-либо иным, кроме как объективными факторами, связанными с системным кризисом капитализма и пониманием того, что практически все социальные блага, которые ещё остаются в развитых странах и, в гораздо меньшей степени, в России, есть плоды русской революции 1917 года.

Но это отнюдь не означает, что сегодня, спустя столетие после Великого Октября, нужно всецело быть последователем большевиков. Как известно, не может быть светлого будущего без объективной оценки прошлого, которая подразумевает и признание ошибок. Даже дистанцируясь от постреволюционного термидора, вошедшего в историю как сталинизм, со всеми его античеловеческими ужасами, наивно было бы полагать, что в самой Октябрьской революции не было тех шагов, которые сделали этот термидор закономерным. Крайне неправильно вменять лишь большевикам в вину ужасы, которыми сопровождалась революция, ибо многое из этого было закономерным следствием ряда объективных исторических факторов. И в той же мере наивно считать, что хотя бы части издержек и откровенных преступлений нельзя было избежать. Одним словом, битва «за действительное обновление жизни» была проиграна, но была и остаётся надежда.

  • Опубликовано в №218 от 23.11.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области