В алапаевских сёлах, пострадавших от туберкулёза скота, идёт забой животных

В "Путиловском" из-за болезни туберкулёза уже уничтожено более тысячи коров. Фото: Александр Зайцев

В "Путиловском" из-за болезни туберкулёза уже уничтожено более тысячи коров. Фото: Александр Зайцев

В четверг с личных подворий жителей алапаевского села Останино и близлежащих деревень начнут забирать для ветеринарного забоя скот, положительно отреагировавший на пробу туберкулёза. На данном этапе 28 голов скота из частных подворий подлежат уничтожению. Возможно, количество заражённых животных при повторном обследовании ещё возрастёт, и этим вынужденный забой скота здесь не ограничится. Сельские жители региона ещё не сталкивались со столь масштабными потерями из-за болезни животных.

Майку отправят на бойню

Очаг заболевания был обнаружен в октябре, когда в СХПК «Путиловский» муниципального образования «Алапаевское» во время плановых исследований скота на туберкулёз коровы на трёх местных фермах дали положительную реакцию на туберкулин («ОГ» писала об этом в номере за 25 октября этого года). Позднее начались проверки частного сектора, где также обнаружили заражённых животных.

— У нас заберут корову Майку, стельную, с телёночком, я, наверное, не смогу при этом присутствовать, уйду, сил нет смотреть. Через полтора месяца она должна была дать приплод, но при проверке у неё выявили туберкулёз, сказали, надо отправлять на бойню. Восемь лет она у нас была, хорошо доилась, всегда были с молоком, — с горечью рассказывает жительница села Останино Ольга Шмотьева.

С подворья Алёны и Дмитрия Колмаковыхв том же Останино заберут сразу трёх быков. Хозяева откармливали их на продажу: в Екатеринбурге учится дочь, снимает жильё, и ей приходится помогать.

— В селе заработки маленькие, поэтому держим скотину, чтобы выжить, чтобы ребёнка выучить. Сейчас вот сдадим быков и не знаем, как дальше жить будем: держать скот до окончания карантина нельзя, работы как таковой в селе тоже нет, — говорит Алёна Колмакова.

За отправленных на забой больных животных их хозяева получат компенсацию: 97 рублей за килограмм живого веса — из резервного фонда правительства области, плюс некоторую сумму может выплатить бойня, на которую сдаётся скот. В целом получается неплохое возмещение, хотя общая его сумма, конечно, не покрывает все потери самих владельцев скота.

— На эти деньги корову уже не купить, придётся добавлять свои. У кого добавить нечего — коровы больше не будет, — говорит Ольга Шмотьева.

Восстановлению подлежит

Беспокоит жителей и то, что в самом СХПК «Путиловский» намечаются масштабные увольнения. По словам председателя СХПК «Путиловский» Вадима Хорькова, до конца года уведомления о сокращении могут получить до сотни человек — почти половина работающих в хозяйстве. Работы здесь на ближайшее время не предвидится: в хозяйстве идёт полная ликвидация поголовья скота. Уже отправлены на бойню 1 035 коров и телят, предстоит пустить под нож ещё более восьмисот животных. Закрыты две фермы из пяти, на остальных полученное молоко утилизируют.

— Если грубо посчитать, потери хозяйства только от ликвидации скота составят 67 миллионов рублей. Плюс — потеря дохода из-за прекращения реализации молока, — говорит Вадим Хорьков.

Старые животноводческие помещения в «Путиловском» возрождать уже не будут, в министерстве АПК и продовольствия принято решение строить новые. Правительство Свердловской области выделит 42 миллиона рублей на возмещение потерь пострадавшему сельхозпредприятию.

— Сейчас вопрос стоит о сохранении хозяйства, для этого предстоит найти инвестора, который помог бы восстановить производство, — делится планами Вадим Хорьков. — У нас есть проект на три двора с общим поголовьем 600 коров. До последнего времени в хозяйстве было 750 голов дойного стада.

Вадим Хорьков верит, что если начнётся строительство новых ферм, уволенные сельчане вернутся в хозяйство.

Карантин сохраняется

Для владельцев частных подворий карантин действует пока до марта следующего года, при условии, что не будут выявлены новые больные животные. До этой поры сельчане не имеют права реализовывать молоко и мясо. Многие из них, кстати, продажей молока жили, поэтому снятие карантина для них очень важно.

— Карантин сохранится до получения двух отрицательных результатов от всех животных и проведения всей необходимой дезинфекции, — сказал директор департамента ветеринарии — главный государственный ветеринарный инспектор Свердловской области Евгений Трушкин.

Причину вспышки туберкулёза животных в «Путиловском» пока не выявили. Это обстоятельство заставляет соседние с «Путиловским» хозяйства быть начеку.

— Весь Алапаевский район подвергнут диагностическому исследованию, всё поголовье скота в общественном секторе. Пока исследования продолжаются. В соседних муниципалитетах работа проводится в соответствии с противоэпизоотическим планом мероприятий, — сказал Евгений Трушкин.

Он подтвердил корреспонденту «ОГ»: сделано всё, чтобы молоко от больных коров не попало на молочные заводы.

  • Опубликовано в №233 от 14.12.2017 
Областная газета Свердловской области