Школа выживания в условиях ЖКХ

Жилищный кодекс у Александры Ивановны всегда под рукой. Фото: Павел Ворожцов

Жилищный кодекс у Александры Ивановны всегда под рукой. Фото: Павел Ворожцов

Знакомьтесь — неутомимый борец за права жильцов, руководитель рабочей группы «За жилищные права» комиссии «Качество жизни» регионального отделения Общероссийского народного фронта Александра РУДНЫХ. В прошлом педагог и директор школы, экспертом по проблемам ЖКХ она стала, опуская подробности, не от хорошей жизни. Досконально изучила всё законодательство и постоянно следит за непрерывными изменениями в нём. И своими знаниями охотно делится — консультирует и ведёт занятия с председателями советов домов и товариществ собственников жилья (ТСЖ) по четвергам в Общественной палате области.

— Александра Ивановна, можно ли обуздать непомерные аппетиты управляющих компаний?

— Вполне. Законы надо знать. Мне на занятиях одна председатель рассказала, что приходила по одной из проблем на приём в УК, обещали устранить, но ничего не сделали. Отвечаю: слова к делу не пришьешь, надо было письменное заявление приносить в двух экземплярах, зарегистрировать, одну бумагу оставить у себя. Сейчас много мастеров отписок, если ответ есть, но ничего не сделано, нужно писать снова, но назвать это уже претензией. Следующий этап — суд. Конкретный случай: в доме на улице Высоцкого УК явно задрала плату за коммунальные услуги. Мы добились пересмотра по всем позициям, и сейчас этот дом — лучший по содержанию в Екатеринбурге. На экскурсии туда возим.

Другой пример: звонит председатель совета дома и говорит — перекопали двор прямо у дома, ремонтируют трубы, ни проехать, ни пройти. Что делать? Писать заявление и требовать согласовать с советом сроки ремонта и обеспечить свободный проход жителей, мостки хотя бы проложить. Всё это прописано в статье 161 Жилищного кодекса. Другое дело, что с 2004 года кодекс претерпел девять редакций, и не все участники процесса знают об изменениях. Я в одной УК видела кодекс от 2007 года, вот так и работают. Для примера — только за последние три месяца принято четыре новых закона по ЖКХ. За этим же надо постоянно следить.

— Воевать с УК — дело неблагодарное и хлопотное…

— А простые жильцы и не должны этим заниматься. Это забота председателя совета дома или ТСЖ. Мало кто знает, но с 2016 года председателям можно платить зарплату, на общественных началах много не набегаешься. В квитанциях есть строка «Содержание дома». Так тот объём работ, который предусмотрен, коммунальщики выполняют, как правило, процентов на 30, не более. Каждый месяц они должны проверять, как работает всё оборудование в домах, а они зачастую только по вызовам приходят. В лучшем случае проверят весной и осенью, перед началом и окончанием отопительного сезона. И таких тонкостей много. Вот из расходов по этой строке и можно платить зарплату председателям. Кроме того, кассу дома можно пополнять и за счёт рекламы на его стенах, с провайдеров брать деньги, которые с них уходят в УК.

— Вернём управдома? Сразу вспоминается незабвенный Бунша с портфелем…

— По функциям и задачам — да. Но раньше управдом назначался, а теперь эта должность выборная, это уже другая ответственность. Но беда в том, что у нас в Екатеринбурге 8,5 тысячи многоквартирных домов — и никто не знает, сколько советов домов и ТСЖ. По моим ощущениям, тысячи три, не больше. Все остальные отданы на откуп в УК, недаром же в них потянулся криминал.

Ведь почему люди терпят поражения от нечистоплотных УК? Никому не хочется с ними разбираться, а председатели советов домов, ТСЖ тоже мало что понимают, как правило. Вот вы знаете, что по нормативу зимой подача горячей воды может быть приостановлена только на четыре часа? А холодной — на два часа? Если это, конечно, не какая-нибудь серьёзная авария. И предупреждать жильцов надо за сутки.

— Недавно у нас в доме было такое отключение. Объявление повесили странное: «Отключение холодной и горячей воды с 9:00 и до окончания работ».

— Типичная картина. У нас в Екатеринбурге 103 управляющих компании. Боятся они только одного — лишения лицензии. Я знаю, что недобросовестные УК лишали права заниматься этой деятельностью в Перми, Челябинске, Ульяновске. У нас — ни одного случая! Мне очень понравилось, как городские власти работают с ЖКХ в Перми, потому и в городе порядок. У нас дело обстоит значительно хуже.

— Теперь понятно, почему из вашей рабочей группы «За жилищные права» выросла «школа ЖКХ». У вас разработан какой-то курс?

— Есть и курс, и набор самых востребованных тем. А вообще это просветительское направление мы называем «жилищно-правовая грамотность». Бывает, провожу учёбу и на выезде, например, недавно такая была в Ревде, Каменске-Уральском. А в Общественной палате и постоянного состава нет. Подучился человек — уходит, приходит другой. Новичков сразу видно по наивным вопросам, над которыми уже подкованные посмеиваются. Но учить надо не только управдомов. Через неделю мы встречаемся с директорами школ Октябрьского района, обсудим, как лучше начать преподавание в школах курса «Основы ЖКХ». Сначала, видимо, факультативно, а потом и в расписании уроков появится такая дисциплина. Письмо от Минобрнауки страны с таким предложением было разослано во все субъекты. В Ростове-на-Дону, Ульяновске такие занятия себя зарекомендовали хорошо.

Личный опыт

Так случилось, что автор этих строк прозевал поверку счётчиков горячей и холодной воды. Очнулся, когда пришёл астрономический счёт за квартиру. Сделал поверку, сдал в своё ЖЭУ. И выяснились две интересных вещи. Во-первых, в феврале этого года изменилась методика поверки, и не все специалисты ею владеют. Мои всё сделали правильно. Во-вторых, теперь не надо сломя голову бежать и платить за квартиру непременно до 10-го числа. Можно потянуть до 22-го, и пени начислять не будут. Продиктовано это тем, что к середине месяца до людей доходят пенсии и пособия. Об этом сообщалось на обратной стороне квитанции, но кто же их читает? А надо!

  • Опубликовано в №43 от 15.03.2018 
Областная газета Свердловской области