Яков Силин: «То, чему мы учим, мы умеем делать сами»

Яков Силин: «Я сейчас могу это ответственно говорить — если мы будем заявляться и нас поддержат, то свою функцию как опорный вуз мы точно выполним». Фото: Павел Ворожцов

Яков Силин: «Я сейчас могу это ответственно говорить — если мы будем заявляться и нас поддержат, то свою функцию как опорный вуз мы точно выполним». Фото: Павел Ворожцов

В 1965 году на базе филиала Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова началось формирование Свердловского института народного хозяйства – СИНХ. Основной задачей вуза с момента создания была, есть и будет подготовка высококвалифицированных кадров для экономики области, Большого Урала и России. В 1994 году вуз получил самый высокий статус в иерархии высших учебных заведений и новое наименование: Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ). В 2007 году УрГЭУ в соответствии с классификатором Министерства образования Германии получил наивысший статус для образовательных учреждений (Н+), что означает государственное признание диплома УрГЭУ в Европе. В настоящее время университет занимает первые места в рейтингах лучших преподавателей города Екатеринбурга и является лучшим вузом по мнению работодателей и студентов Уральского федерального округа.

— Яков Петрович, корректно ли говорить о рынке образовательных услуг?

— Образование – это не обычная услуга, это не сервис, не платная услуга в кафе, отеле или автомастерской. Образование — это особая социальная, прежде всего государственная функция, которая через механизм вузов помогает стране решить стоящие перед ней проблемы и задачи. Возьмите пример нашего учебного заведения — 50 лет назад был создан СИНХ, основной задачей которого была подготовка высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, в том числе и сферы торговли. Можно говорить о том, капиталистическое хозяйство или социалистическое, но оно есть. Это экономика, существующая на конкретной территории и работающая для людей.

Учебные заведения были созданы государством для реализации вполне понятных целей. Президент ставит задачу вывести страну на совсем другой уровень развития, при котором Россия будет конкурировать с ведущими странами, а не со странами третьего мира, и без образования её решить невозможно. В принципе.

Мы научились оценивать товар, услугу, определять стоимость барреля нефти и газа, «играть» на биржах и многое другое. Но мы пока так и не научились оценивать и ценить знания. Это самый недооценённый на сегодня «товар» и ресурс в России! А именно знания, интеллект – самое большое и возобновляемое бесконечно богатство народа и государства!

— Раньше существовала советская система образования, готовившая специалистов, сейчас мы заменили её на Болонскую. Она двухуровневая и предусматривает разделение на бакалавриат и магистратуру, насколько это правильно?

— С момента введения Болонской системы образования прошло пятнадцать лет.

Если мы идём по этому пути, нельзя с него сворачивать, спорить сейчас бесполезно, это уже свершившийся факт. Лично мне она не очень нравится. Но и ломать уже не стоит. Надо встраивать в наши традиции и потребности общества.

Надо учиться использовать разделение на бакалавриат и магистратуру. У вас будет практический навык и хорошая теоретическая подготовка. Могу добавить: учится желательно только очно. Вполне возможно, что уже скоро получить первое заочное образование по экономике будет невозможно. Но пугать, если есть настрой на учёбу, это не должно. К сожалению, часто уровень квалификации у студентов заочной формы обучения в вузах, особенно непрофильных, очень низкий. Обществу такие специалисты просто не нужны. Государство оценило результат этого эксперимента неудовлетворительно.

— В чём причина неудовлетворительной оценки и создания такой ситуации?

— Много лет назад была совершена ошибка — всем разрешили всё. Думалось, что жизнь сама всё отрегулирует. Разрешили создавать частные вузы — и их создали, можно даже поверить, что на начальном этапе многие делали это неплохо. Они могли делать то, что не делала неповоротливая на тот момент государственная система образования. Но иллюзии и надежды не оправдались. По всей стране расплодилась халтура. Количество людей, обу-

чающихся в вузах, достигало 7,5 миллиона человек в год (в настоящее время – 3,5 миллиона). Чтобы их хорошо обучать, у нас нет такого количества квалифицированных преподавателей — не то что в регионе, в стране нет. В результате качество высшего образования сильно девальвировалось. Учиться сложно — это очень тяжёлый труд. Но если ты стал специалистом в своей сфере, ты принесёшь пользу и себе, и обществу. Нужно учить так и тех, кто востребован.

К примеру, трудоустройство по специальности наших выпускников составляет 85 процентов. Мы непосредственно готовим специалистов для экономики, торговли и органов власти на высоком уровне. Если большинство вузов будет держаться на нашем уровне, от этого выиграет регион, Большой Урал и в конечном счёте Россия.

— В регионе есть федеральный университет, и его финансовые ресурсы несопоставимы с возможностями ни одного учебного заведения области. Каким образом УрГЭУ борется за абитуриентов и в чём его конкурентные преимущества?

— Это хорошо, что в регионе есть федеральный университет. Это перспективное преимущество региона. Как и то, что в Свердловской области за многие десятки лет сложилась большая концентрация высших учебных заведений. Одна из самых высоких в стране. При всех природных богатствах и технологиях, которые существуют, если не будет воспроизводства интеллектуальных кадров, мы деградируем. В данном случае такая концентрация — плюс для региона при условии достаточного внимания государства и общества.

Проблема образования — это проблема номер один в стране на сегодня.

Наше преимущество, я имею в виду УрГЭУ, в том, что мы даём возможность гарантированно иметь стабильную, хорошо оплачиваемую работу в течение всей жизни. Его полезность именно в том, что наш вуз очень практичный, даже особенно агитировать нет необходимости. Если выпускник хочет хорошо разобраться в экономике — ему надо идти к нам.

— Как вы относитесь к рейтингам учебных заведений?

— Меня не так сильно волнуют рейтинги, хотя мы живём в системе показателей и рейтингов, — намного больше волнует реальное положение дел и реальная отдача от вложенных средств. Если не перегибать, то рейтинг заставляет коллектив отмобилизоваться, показать свои возможности, взглянуть на себя со стороны: нужны или нет наши специалисты, насколько они востребованы, на каком качественном уровне проводится подготовка. В этой части рейтинг необходим и измерения нужны. Соизмерение должно быть, при этом государству надо вкладывать средства, тогда и будет результат. Не заиграться бы только — нельзя всех одним мерилом мерить. Глупо предъявлять одни и те же требования к олимпийскому чемпиону и к победителю районной спартакиады. Даже если их в одну форму одеть, они не покажут один и тот же результат. У каждого вуза свои возможности и свои задачи.

Показатели, которые можем выполнить мы, не могут выполнить очень многие вузы, в результате они вынуждены сосредотачиваться на очень узких направлениях в ущерб остальным. Мы ничего не скрываем, шила в мешке не утаишь, у нас очень высокие требования с жёсткой персональной ответственностью. Политика государством заявлена — если хотим конкурировать с Западом, то должны работать как минимум на их уровне. И не просто догонять, а делать своё лучше.

— Насколько правильно новое веяние, делящее вузы на несколько категорий — национальный исследовательский университет, федеральный университет, опорный университет и остальные учебные заведения, которые будут иметь статус институтов? При этом институты смогут выпускать только бакалавров. Не приведёт ли это к потере научных кадров?

— Надо определять ниши, где есть преимущества действующих университетов. В противном случае может сложиться ситуация, когда один из вузов начнёт вытеснять с образовательного рынка другой. Нельзя позволять, чтобы все занимались всем, возьмите, пример, экономическое образование — только в подворотне экономистов, пожалуй, не готовили.

При этом многие говорят о плохом уровне их подготовки, что естественно. Последние несколько лет государственная политика в отношении вузов скорректирована.

Нам есть на кого равняться, и нас не пугает конкуренция. Но регулировать эту сферу должно только государство, вузы не должны друг с другом бороться.

Есть специфика университетов — у нас своя, в лестехе своя, в аграрном своя и так далее, нет необходимости мешать всё в кучу. Можно — но бессмысленно. Жизнь показывает — революции не всегда приводят к тому результату, о котором мечтали. Мы не видим особого давления, даётся возможность как самим вузам, так и регионам определиться со своим будущим. Решение о том, на основе какого вуза станет формироваться опорный университет, будет принимать губернатор Свердловской области, это большая ответственность.

— Будете ли вы подавать заявку на получение статуса опорного вуза Свердловской области?

— Пока Министерством образования не обнародованы условия нового конкурса, говорить об этом преждевременно. Но как только они будут известны и проанализированы нами, будет принято решение. Я вижу, как ректор, и надеюсь, коллектив меня в этом плане поддерживает: мы бы хотели большего внимания к своему университету. К слову, у нас подготовлена программа и произведён необходимый расчёт, но без финансовой поддержки региона будет очень непросто его реализовать.

Я сейчас могу это ответственно говорить — если мы будем заявляться и нас поддержат, то свою функцию как опорный вуз мы точно выполним. В этом году, по словам министра образования, будет создано 50 новых опорных университетов. Но при этом те из них, кто получили эти звания в прошлые годы, могут его лишиться. Требования очень высокие, для того чтобы состояться в качестве опорного вуза, нужны продуманные и поддержанные регионом программы, годы и средства. Без финансовой и административной поддержки региона это невозможно — при всём желании коллектива. Наш университет к такому шагу готов!

УрГЭУ сегодня

За годы существования вуза из его стен вышло свыше 120 тысяч выпускников, в настоящее время в университете учатся около 17 тысяч студентов. Лекции и семинары проводят свыше 550 преподавателей, более половины из которых являются докторами и кандидатами наук. Самое большое количество кандидатов и докторов наук в сфере финансов во всем Урало-Сибирском регионе работает именно тут.

УрГЭУ — профильный университет, традиционно сохраняющий высокий конкурс на экономические направления и профили подготовки. Проходной балл на эти специальности составляет от 230 баллов и выше. В 2017 году только на бакалавриат было подано более 5 000 заявлений от абитуриентов, зачислено 900 человек.

Еще одно перспективное направление — подготовка инженеров по направлению «Технологические машины и оборудование для пищевой отрасли». В течение десятков лет это было уникальным преимуществом университета. Наши выпускники профессионально разбираются в вопросах проектирования, эксплуатации и сервисного обслуживания аппаратов для пищевой промышленности и общественного питания. Во время практики они стажируются в компаниях «Хороший вкус», «Смак» и «Данон». У них большие перспективы: специалисты этого профиля очень востребованы на рынке труда.

Заинтересованность вуза в трудоустройстве своих выпускников — веский аргумент в пользу получения образования в стенах этого учебного заведения. По статистике, 85 процентов наших дипломированных специалистов находят работу по специальности в течение первых месяцев после окончания университета. Кроме того, выпускники УрГЭУ являются самыми дорогостоящими специалистами на рынке труда Екатеринбурга и Свердловской области.

Вуз имеет, пожалуй, одну из самых современных материальных баз в регионе. За последнее время был реконструирован спортивный комплекс на основной площадке. Построен спорткомплекс открытого типа около общежитий, создан большой тренажёрный зал. Именно в УрГЭУ находится лучший в Екатеринбурге скалодром. Отремонтированы Дом культуры и музей. Проведен капитальный ремонт общежитий, в которых впервые за 30 с лишним лет установлены лифты.

В 2018 году в вузе пройдёт такое крупное мероприятие, как IХ Евразийский экономический форум молодёжи «Азия-Россия-Африка: экономика будущего». Своё желание принять участие в качестве экспертов выразили ведущие учёные — члены президиума Вольного экономического общества России, представители особой экономической зоны «Титановая долина», Центрального банка РФ и Всемирного банка. Кроме того, ожидается приезд учёных-экспертов из университетов Италии, Венгрии, Германии, Черногории, Швеции, Китая и других стран.

— А что будет с другими региональными учебными заведениями?

— Им надо уделять больше внимания — их абсолютное большинство. У них нет и никогда не будет никаких сверхресурсов, давайте будем говорить об этом открыто. Если смотреть глубже, то непрофильные направления подготовки — вынужденная мера, направленная на то, чтобы сохранить учебное заведение. Вопрос должен ставиться так — нельзя общими мерками измерять всё подряд. Надо не только требовать, но и обеспечивать поддержку учебным заведениям. Нельзя терять то, что есть сейчас.

Государственные вузы, я говорю именно про них, создавались для решения государственных задач на данной конкретной территории.

— Эти задачи никуда не ушли?

— Более того, они актуализированы. Прочитайте, что сказал по поводу аграрного сектора президент: «Россия должна в ближайшие четыре года выйти в лидеры мирового агрорынка». И не просто производить больше зерна, благо площади позволяют, а производить его больше в разы. Пищевой потенциал нашей страны оценивается экспертами в 30–32 миллиарда человек. Именно такое количество населения способна прокормить Россия. Мы должны хорошо кормить не только себя, а половину мира. И это не нефть и газ, которые могут закончиться, а воспроизводимые ресурсы. Поэтому даже не представляю, как можно обойтись без аграрного университета. У нас достаточно лесов, нам нужен лесотехнический университет. Про необходимость медицинских и педагогических вузов даже не стоит говорить, это никем не оспаривается. Нельзя оторвать работу наших конкретных вузов от уровня жизни граждан Свердловской области. Чтобы успешно реализовать программу губернатора «Пятилетка развития», нужны качественно подготовленные специалисты, а значит, вузы, техникумы, колледжи.

— Министерство образования и науки России ставит сейчас задачу более тесного взаимодействия региональных властей с высшими учебными заведениями. Высшее образование традиционно относилось к сфере внимания федеральных властей, насколько правильна подобная постановка вопроса?

— Давайте возьмём программу «Пятилетка развития» и внимательно её посмотрим. Она очень амбициозная, и мы должны помочь губернатору, правительству области и конкретным муниципалитетам в подготовке необходимых специалистов. Региональные власти лучше всех знают проблему баланса трудовых ресурсов, и они должны иметь больше рычагов влияния на систему занятости населения и подготовки кадров. Занятость граждан — это достаток в семье и уверенность в будущем. Мы встраиваем университет в хозяйство региона и должны знать, каких специалистов и в каком объёме нам необходимо готовить. Это означает участие студентов в практике на предприятиях и участие практиков в учебном процессе. Это означает стажировку преподавателей в профильных структурах. К примеру, если это направление «Государственные и муниципальные финансы», значит, преподаватель стажируется в государственных органах власти и муниципальных структурах. Педагог должен знать, как и чему учить. Объединение усилий университета, органов власти и бизнеса обязательно даст положительный результат. Пора предать анафеме тех, кто постоянно ноет и стонет «нам готовят не тех и не так». Пусть приходят к нам, и мы подготовим специалистов в соответствии с их требованиями и запросами. Но вместе, объединив усилия. Как, например, это делает УГМК-Холдинг, ТМК, «Синара», УВЗ, НПО автоматики, МЗиК, УОМЗ и другие.

— Есть примеры подобного взаимодействия?

— Мы работаем с управленцами среднего звена, которые уже имеют солидный опыт, но им нужно сделать следующий шаг и им нужны современные технологии и знания. А знания концентрируются в университетах. И наши знания не только теоретические, но и практические, изложенные в виде лекций, семинаров, учебников и монографий. Только объединив эти составляющие, можно получить результат. Надо перестать жаловаться, что за рубежом всё хорошо — мы не слабее и не хуже. Нужно объединять усилия и начинать работать. Специалистов среднего звена катастрофически мало, пока была возможность, их переманивали из бывших союзных республик, но сейчас поток иссяк.

Попробуйте найти специалиста, глубоко понимающего технологии питания — факел днём зажигать надо.

Мы таких специалистов готовим и можем расширить выпуск, но нам нужна поддержка органов власти и реального сектора экономики.

— Почему?

— Мы готовим специалистов не для себя. Можно готовить одного, можно десять, а можно и тысячу. Но нам нужна организационно-политическая и финансовая поддержка, необходимы новые корпуса и лаборатории. И если есть желание, чтобы наши выпускники не уезжали в другие, более комфортные регионы или за границу, надо создавать условия здесь, у нас. Никто не уедет, если у него есть любимая работа с достойной зарплатой, комфортные условия для жизни, жильё, развивающаяся экономика, а рядом друзья и родители. Создавая условия работы для вуза, мы создаём и обеспечиваем перспективу развития территории. Затраты на обучение подобных специалистов в Москве или Санкт-Петербурге в разы, даже можно сказать, на порядки выше.

— Один из показателей развития университета — новые разработки и их внедрение в жизнь. Как обстоит с этим дело в УрГЭУ, хотя вуз и в большей части гуманитарный?

— У нас активно развиты технологические направления, в СИНХе они были десятилетиями. К примеру, направление пищевых технологий. У нас есть кафедра общественного питания и кафедра биоинженерная, которые фактически производят разработку новых продуктов питания и технологий. Более того, два года назад высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ открыла нам диссертационный совет по техническим наукам (это по пищевым технологиям). Нами учреждён новый научный журнал «Индустрия питания». Ни такого научного журнала, ни такого диссертационного совета никогда за всю историю на всём Большом Урале не было. Это наше научное достижение. При том, что в последнее время происходит сокращение диссертационных советов повсеместно.

— Какой результат показала наука за это время? Можно привести пример разработки конечного продукта?

— У нас разработана и запатентована особая технология хранения мяса и рыбы. Если вы возьмёте свежий кусок мяса и положите его в холодильник, то через несколько дней оно подёрнется плёнкой и через два-три дня стухнет. Наши учёные разработали технологию, с помощью которой без заморозки достигается десятидневный и более срок хранения мяса или рыбы без потери их свойств. Вопросы внедрения зависят от крупных пищевых компаний, самому учёному внедрить эти технологии массово крайне тяжело, а часто просто невозможно.

— Речь только о пищевой промышленности?

— Конечно нет, нами создан прибор для измерения антиоксидантного поля человека. Обычные анализы крови включают в себя десятки показателей. Нашими учёными разработан прибор, который позволяет прогнозировать потенциальные риски для здоровья человека.

У нас сильная кафедра физики и химии, у нас сильные математики, биоинженерия, пищевые технологии, мы значительно обновили наше оборудование и у нас сильный инженерный комплекс, это наше конкурентное преимущество. Мы готовим инженеров для предприятий пищевой отрасли.

— Какое дофинансирование необходимо вузу, чтобы не думать о деньгах?

— Точные цифры назвать не могу, но в процентном отношении, если бы нас дополнительно финансировали на 30-35 процентов от текущего объёма, это было бы идеально. Не может быть иллюзий, что качественное и хорошее образование — это дёшево. Можно привести аналогию — хочешь купить хороший товар, готовься, что он будет стоить солидных денег. И чем выше качество, тем выше цена. Открою секрет — мы самый малофинансируемый за счёт средств федерального бюджета вуз в стране. Это, конечно, не очень радостно, но, с другой стороны, даже в таких условиях университет живёт и идёт вперёд, а не влачит существование. То, чему мы учим, мы умеем делать сами. «Мозги» у нас есть, но их надо подпитывать деньгами, и они должны жить в комфортной среде. Я говорю о педагогах. Это их трудом обеспечивается прорыв в науке, технологиях, развитии общества, регионов и государства.

  • Опубликовано в №45 от 17.03.2018 

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области