Пожар в Кемерово – трагическая случайность или тревожная тенденция?

Фото: Пожар 25 марта в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» по числу жертв стал одним из крупнейших за последние десятилетия. Ужасно и то, что среди погибших много детей. Данил Айкин / ТАСС

Фото: Пожар 25 марта в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» по числу жертв стал одним из крупнейших за последние десятилетия. Ужасно и то, что среди погибших много детей. Данил Айкин / ТАСС

Ужасная трагедия в Кемерово: пожар в торговом центре «Зимняя вишня» унёс жизни 64 человек, и эта цифра, скорее всего, будет не окончательной. 

Очевидцы рассказывают шокирующие подробности: не сработали ни пожарная сигнализация, ни система пожаротушения, в кинотеатрах даже свет не включили, эвакуационные выходы были закрыты. В торговом центре во внутренней отделке оказалось много горючеопасных материалов, поэтому огонь распространялся стремительно. Тушили 14 часов. Из-за сильного задымления и высокой температуры пожарным долго не удавалось добраться до кинотеатра на четвёртом этаже. А когда добрались… Восемь погибших найдены у входа в зал, 15 — в районе эвакуационного выхода. Всего — 40 погибших. Тела очень сильно обгорели, опознать жертвы невозможно.

И поневоле задумываешься: это трагическая случайность или тенденция? И возможно ли такое у нас? На тысячу екатеринбуржцев приходится 527 квадратных метров площадей в торговых центрах. Это даже больше, чем в Москве, где эта цифра составляет 483 квадратных метра на тысячу жителей. И вот наша хроника тревожных событий только за последние полгода:

5 сентября 2017 года. В ТРЦ «Радуга-парк» вспыхнул огонь в одном из супермаркетов на площади 20 квадратных метров. Потушен, но 80 человек было эвакуировано.

30 сентября 2017 года. В ТЦ «Мега» произошло задымление в комнате матери и ребёнка (в Кемерово по одной из версий пожар начался в детской игровой комнате). Площадь пожара — три квадратных метра, эвакуировали 2 000 человек.

2 марта 2018 года. В ТЦ «Кит» загорелся теплопункт в цокольном этаже, потом загорелись складские помещения. Было эвакуировано 400 человек. «Кит» горел уже второй раз, первый пожар здесь произошёл в 2013 году.

К счастью, всё обошлось без жертв. Но гарантий на будущее нет никаких. Поскольку вчера уже начались проверки в разных регионах, ожидалось, что и у нас пожарные инспекторы выдвинулись в рейды по торговым центрам. Ничего подобного! Не было такой команды, сообщили нам в управлении МЧС по Свердловской области. Более того, сейчас пожарные даже не участвуют в приёмке и пуске в эксплуатацию готовых объектов, в том числе и торговых центров. Этим сейчас занимается Ростехнадзор. И три года после ввода в строй пожарные не имеют права их проверять. Раньше торговые работники как огня боялись пожарных. А сейчас плановые проверки — раз в три года. Неплановые — только по обращениям граждан и с разрешения прокуратуры. Иначе получается, что надзорные органы «кошмарят бизнес». И весьма слабым утешением служит то, что раз в полгода торговые центры обязаны проводить хотя бы учения по эвакуации на случай экстремальной ситуации.

Губернатор Евгений Куйвашев поручил министерству общественной безопасности области в связи с трагическими событиями в Кемерово наладить межведомственное взаимодействие в целях профилактики чрезвычайных ситуаций в местах массового пребывания людей. Это особенно актуально сейчас, когда начались школьные каникулы.

Евгений Куйвашев и председатель Законодательного собрания области Людмила Бабушкина направили соболезнования руководству и жителям Кемеровской области в связи с трагедией, унёсшей жизни десятков человек.

Современные крупные торгово-развлекательные центры — это вообще какие-то лабиринты. Там порой покупателю выход найти труднее, чем заблудившемуся в лесу. Практически во всех из них кинотеатры находятся на верхних этажах, и в случае пожара зрители — первые заложники. В погоне за покупателем торговцы превращают свои заведения в настоящую западню.

Пронзительные строки написала в фейсбуке мать двоих детей преподаватель УрФУ Евгения Горина: «Не представляю, как люди, знавшие о неисправностях и махнувшие на них рукой, теперь будут жить. Спать. Есть. Смотреть в глаза другим. Мне страшно пускать детей в любой ТЦ. Я хочу, чтобы их проверили по-настоящему…».

  • Опубликовано в №51 от 27.03.2018 под заголовком «Кемерово: шок и боль»
Областная газета Свердловской области