Какую роль сыграл Николай II в развитии России и Урала?

«Передача семьи Романовых Уралсовету». Художник В.Н. Пчёлин. 1927 год. Фото: Музей истории Екатеринбурга

«Передача семьи Романовых Уралсовету». Художник В.Н. Пчёлин. 1927 год. Фото: Музей истории Екатеринбурга

До сих пор историки и политики не пришли к единому мнению о роли в развитии России и Урала императора Николая II. Одни считают его слабым правителем, другие – сильным лидером. Попробуем разобраться в этом вопросе с Алексеем Соловьёвым, кандидатом исторических наук, доцентом УрФУ и руководителем отдела по делам молодёжи Екатеринбургской епархии.

– Алексей Леонидович, какой вклад внёс в историю нашего государства Николай II?

– Лично для меня он является примером духовного типа русского правителя. Всё, что он делал, было направлено на сохранение двух основных начал, которые определяли его мировоззрение, – это православие и самодержавие. И проблема того времени заключалась в том, что эти начала всё больше и больше отвергались либерально и революционно образованной частью отечественной элиты. Я напомню, что именно при Николае II в 1908 году был издан закон об обязательном начальном образовании, который при советской власти просто не упоминался. И темпы роста российской экономики были тогда самыми высокими в мире, и численность населения увеличилась, по некоторым подсчётам, на 55 миллионов человек. Крайне важно и то, что после Русско-японской войны была проведена серьёзная военная реформа: это позволило подготовиться стране к Первой мировой войне и достичь определённых успехов в ней: вспомните хотя бы знаменитый Брусиловский прорыв. И уже потом, во время Гражданской войны, люди уничтожали друг друга оружием, выпущенным в Российской империи. Но это же всё отвергалось социал-демократами, которые стремились к власти и считали, что если страной будут управлять они, то жизнь станет гораздо лучше. Ставилась сознательная задача опорочить личность государя и его эпоху, чтобы совершить революцию, что, собственно, в итоге и произошло.

На пути реформ

Владимир ЛАВРОВ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Российской истории РАН (Москва):

– Под руководством Николая II Россия в начале прошлого века занимала первое место в мире по темпам экономического развития и пятое место по производству продукции – качественной и дешёвой. Причём по ряду показателей страна перемещалась с пятого места на четвёртое, тесня Францию. Современной России неплохо было бы взять пример с той, императорской России, по темпам развития. Сейчас поставлена задача вывести Россию на пятое место в мире, только хочется напомнить, что это место наша страна уже занимала более ста лет назад. Кроме того, был заключён международный договор о выходе в Средиземноморье. И, если бы не революция, то наша страна стала бы сильнейшей в мире морской державой. И даже в самое тяжёлое время Первой мировой войны мы остановили врага на самых дальних рубежах страны. При этом царское сельское хозяйство отлично справлялось с задачами снабжения страны продовольствием – карточек на продукты при царской власти в России не было, в отличие от кайзеровской Германии. За время правления Николая II в 6–8 раз увеличилось ассигнование на образование. Учитель, преподаватель были уважаемыми и хорошо оплачиваемыми профессиями. Мой прадед был вначале преподавателем, а после директором гимназии в Армавире, и на жалованье мог не только благополучно содержать дом и многочисленную семью с шестью детьми, но и прислугу – прачку, повара и няню.

– Каким был последний российский царь в обычной жизни?

– Николай II до последнего оставался очень сильным человеком и хранил верность своим убеждениям. Находясь в Екатеринбурге, он не проклинал своих гонителей, а, наоборот, призывал, чтобы их простили. Он воспитал вместе с императрицей Александрой прекрасных детей, которые являются для многих из нас нравственным образцом. Во время Первой мировой войны они работали в госпиталях, и это были не разовые акции, как сейчас пиар – собрались, сняли всё на камеру, сделали сюжет и ушли, а продолжалось из месяца в месяц, из года в год. Царская семья была набожной и постоянно участвовала в церковных таинствах. За весь предыдущий период правления Романовых не было канонизировано столько людей, как при Николае II. У нас это как раньше рассматривали? Мол, царь хотел тем самым отвлечь внимание людей от революции, а на самом деле у него просто был такой образ жизни, он чувствовал, что они достойны святости и канонизации. Разве Серафим Саровский не святой? Или Иоанн Тобольский? Это были настоящие подвижники русской Церкви. По совету своего учителя Константина Победоносцева император активно развивал церковно-приходские школы, где обучали вере, чтобы человек не просто стоял в храме, ничего не понимая, а имел какие-то религиозные понятия, мог петь в церковном хоре. Вот ведь на что упор делался – на сохранение традиционной православной русской жизни.

Император на крейсере «Россия» в военно-морской форме. Справа от него командующий Балтийским флотом Николай Эссен. 1915 год. Фото: Государственный архив Свердловской области

- Что успел сделать Николай II для Урала?

– Всё, с чего начинала советская власть – план ГОЭЛРО, индустриализация и развитие военно-промышленного комплекса – было заложено и развивалось ещё в эпоху Николая II. Именно через Екатеринбург проложили Транссибирскую магистраль, строительство которой началось ещё при Александре III. И если бы не эта железная дорога, о какой вообще победе в Великой Отечественной войне могла бы идти речь? Кроме того, в честь 300-летия дома Романовых на Урале было построено множество великолепных соборов и храмов, а в 1916 году у нас появился и первый вуз – Горный университет. Но самое большое влияние на историю нашего края царская семья оказала уже после своей гибели. Посмотрите, как преображался после крушения СССР типичный советский Свердловск – здесь строится Храм-на-Крови, монастырь на Ганиной Яме, реализуются другие масштабные духовные и культурные проекты. И в значительной степени духовный подъём произошёл потому, что Екатеринбург ассоциируется во всём мире с городом, где закончили свой последний путь Романовы. И то, что с одной стороны воспринимается как трагедия, наш митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл призвал интерпретировать как подвиг. Фактически царская семья явила победу жизни над смертью и ушла в тот мир несломленной. А через 70 лет неожиданно для своих убийц воссияла духовным светом и подаёт православным людям пример жизненной и духовной стойкости. И это тоже, если хотите, часть нашего мощного уральского характера.

  • Опубликовано в №84 от 18.05.2018 под заголовком «Пример жизненной и духовной стойкости»
Областная газета Свердловской области