Общество 13 июня 2018, 20:05

Сельскую школу спасёт распределение молодых учителей

Вот в такой сельской школе с печным отоплением работал Александр Горбушов. Фото: Александр Горбушов.

Вот в такой сельской школе с печным отоплением работал Александр Горбушов. Фото: Александр Горбушов.

На прямой линии с Президентом России жители одного из сёл Алтайского края жаловались на закрытие местной школы. В отличие от Алтая и других регионов Свердловская область сохраняет сельские школы. Что ждёт их в будущем, «Областная газета» узнала у старшего преподавателя Института философии и права УрО РАН Александра Горбушова, который обсудил проблемы сельской школы в ходе Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, прошедшей недавно в Москве.

– О сельской школе вы знаете не понаслышке?

– Я познакомился с народной педагогикой в 1995 году, когда студентом филфака Университета проходил фольклорную практику в деревне Конёво под Невьянском. А после окончания вуза мне предложили работать учителем сразу в двух соседних школах станции Таватуй и рабочего посёлка Аять. В первой училось 17 человек, во второй – около ста. Педагогов в деревнях не хватало, и я в течение нескольких лет вёл историю, географию, риторику, русский язык и литературу у всех с 1-го по 11-й класс. Меня поразило прекрасное отношение деревенских детей к учителю и постоянное желание помочь ему в обычной жизни, будь то колка дров или ремонт электропроводки. Кругом – практически не тронутая цивилизацией природа, а про богатство даров леса вообще молчу: одних только белых грибов в первую осень я насушил около двух картофельных мешков…

– Чем отличаются российские сельские школы от зарубежных?

– Своей отдалённостью от административных центров. Это плохо сказывается на их материальном обеспечении и качестве знаний, которое они обеспечивают. Аналогичные школы в США или Европе имеют сильное техническое оснащение и применяют дистанционное обучение, которое в целом способно стереть грань между сельским и городским образованием. Наши школы, особенно малокомплектные с численностью учащихся около 20 человек, расположены вдали от активных торговых путей и не имеют постоянной связи с «большим» миром. Нередки школы, где до сих пор есть печное отопление и должность печника. Временами в них нет электричества – когда сильный ветер рвёт провода, к примеру.

– Но ведь таких школ осталось не так уж и много?

– Через полвека их вообще может не остаться, если отток населения в крупные города продолжится сегодняшними темпами. За последние 15 лет количество государственных и муниципальных сельских школ в России сократилось почти в 1,8 раза: по данным ВШЭ, в 2000 году их было 45 157, а в 2016-м осталось всего 25 098. В советское время практически все сельские территории были обеспечены школами, существовала система распределения выпускников в глубинку – в деревни приезжали молодые специалисты. Но в 90-е годы без поддержки государства в школах появился острый дефицит кадров.

– Каким путём можно изменить сложившуюся ситуацию?

– Не закрывать школы. В Свердловской области именно так и поступили. Их можно переподчинять, сливать в одно юридическое лицо, но ни в коем случае не закрывать. В последние несколько десятилетий активно возрождаются деревни на основе национальной общности – марийские, татарские и другие, создаются и реализуются программы господдержки конкретных сельских школ. Пример – школьный автобус. Ряд проблем может решить повсеместное распространение Интернета. Помощь легче будет организовать, если появятся изменения в законодательстве. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» до сих пор нет понятия «сельская школа», тогда как понятия «кадетская» и «специализированная» школы существуют. При этом особое положение к сельской школе в нашем обществе имеется – недаром, по закону, в поселении нельзя закрыть её без решения общего схода.

– Что нужно делать для развития сельского образования?

– Надо дать людям уверенность, что государство не бросит деревню, как случилось в 90-е. В селе ещё осталось то, что мы в городе уже потеряли, – традиционный уклад, народная культура… В свою очередь, и нам есть что дать селянам. Надо привлекать на село горожанина, увлечённого романтикой неизведанного, возможностью найти своё дело, быть полезным Родине, ближним. Сейчас в деревнях и малых городах учится около 60 процентов всех школьников страны. Они не должны страдать от недостатка качества образования. Надо понимать, что если детям в сельских школах на уроках будут объяснять, будто водоворот в реке – это когда раки на дне хвостами машут, то государство получит соответствующие культуру, науку и жизнь.

Справка «Облгазеты»

По информации регионального министерства общего и профессионального образования Свердловской области, почти 40 процентов школ региона (411) находятся в сельской местности, в них учатся 72 582 человека. В 2018 году на финансирование всех сельских школ в региональном бюджете предусмотрено почти 12 миллиардов рублей, в том числе на создание в сельской местности условий для занятий спортом и физкультурой.

  • Опубликовано в №101 от 14.06.2018
    »

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области