Трудовые книжки станут электронными, но как – пока не очень понятно

Фото: Павел Ворожцов

Фото: Павел Ворожцов

Российское правительство приняло решение о переходе россиян на электронные трудовые книжки. Нововведения вступят в силу с 1 января 2020 года. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании федерального правительства.

Трудовые книжки в привычном для нас бумажном виде появились в России 100 лет назад – в 1918 году – и с тех пор менялись лишь внешне. Но мир не стоит на месте, и в большинстве стран они уже давно переведены в «цифру». У нас об этом заговорили несколько лет назад, но только сейчас правительство определилось со сроками перехода.

– Внедрение электронных книжек должно быть поэтапным, – цитирует Дмитрия Медведева официальный сайт правительства РФ. – Передавать документ в электронном виде в Пенсионный фонд начнут с 1 января 2020 года. В течение следующего года надо будет решить все связанные с этим правовые и организационные вопросы, разумеется, проинформировать и подготовить работников.

Переход на электронные трудовые позволит создать единую базу данных, где будут храниться сведения обо всех местах работы человека. Работодатели будут передавать эту информацию в Пенсионный фонд в режиме онлайн. И в случае потери бумажной книжки работнику не придётся тратить время на её восстановление. Это удобно и тем, кто трудится удалённо, или захочет, например, оформить загранпаспорт — в анкету на его получение не надо будет вносить данные о трудовом стаже. Кроме того, работник не сможет подделать трудовую книжку и обмануть работодателя при устройстве на работу.

Никто из опрошенных «Облгазетой» экспертов пока не представляет, как это решение будет реализовано на практике.

– Если введут электронные книжки, то вслед за ними должна появиться система их учёта, – рассказал Михаил Балакин, замруководителя Госинспекции труда Свердловской области. – Возможно, создадут общий межведомственный ресурс, где будет храниться информация о трудовой деятельности каждого работника. Лично мне пока непонятно, в какой форме это будет происходить.

По словам Алексея Киселёва, заместителя председателя Федерации профсоюзов Свердловской области, переход на электронные трудовые книжки случится не за два года, как предполагают в правительстве, а минимум за 10–15 лет – из-за того, что в России нет необходимой инфраструктуры.

– Сначала надо везде провести Интернет, потом создать программу для учёта электронных трудовых книжек, защищённую от взлома и понятную для работодателей, – пояснил Алексей Киселёв. – В-третьих, надо понять, кто за это всё будет платить — не ляжет ли это на фонд оплаты труда. В-четвёртых, надо определить переходный период, в течение которого бумажные и электронные книжки будут использоваться наравне. Может быть, правительство примет какой-то план со сроками и финансированием, но пока такого документа нет.

Многие работодатели считают, что введение электронных книжек — хорошая идея. Но они не уверены в том, что её реализация пройдёт гладко.

– Необходимо будет всю информацию о работнике занести в программу, – говорит Максим Осинцев, начальник отдела кадров НИИ «Уралжелдорпроект». – Это потребует много времени. Кроме того, у неподготовленного сотрудника велика вероятность ошибок и опечаток при внесении сведений в базу. И, наконец, кто обеспечит сохранность данных на сервере? Всегда есть риск того, что эту информацию взломают или сервер сломается.

Добавим, разработка необходимых для перехода документов должна завершиться в этом году (после консультаций с профсоюзами и работодателями), а внесение соответствующего законопроекта в Госдуму запланировано на февраль 2019 года.

  • Опубликовано в №114 от 03.07.2018 под заголовком «Трудовые книжки станут электронными, но как – пока не очень понятно»
Областная газета Свердловской области