На какие землетрясения рассчитаны уральские высотки?

Фото: Людмила Пильникова

Фото: Людмила Пильникова

В минувшую субботу в Челябинской области случилось второе за месяц землетрясение. Как заявили в МЧС, никто из людей не пострадал и разрушенных зданий на этот раз нет. Но если бы такое землетрясение произошло в мегаполисе с высотным строительством? «Областная газета» поговорила с экспертами.

Средний Урал традиционно считается регионом с относительно слабой сейсмичностью. Ещё десять лет назад профессор Валентин Уломов из Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта писал в одной из своих научных работ о том, что в нашем регионе редко возникают землетрясения с интенсивностью 6–7 баллов. В целом большинство учёных сходятся во мнении, что сама их вероятность в ближайшее столетие составляет не больше одного процента. Однако природа порой преподносит сюрпризы.

По строительным нормам, все сооружения высотой до 75 метров (это жилой дом в 24–25 этажей или, например, бизнес-центр «Антей») на Среднем Урале строят с расчётом на землетрясение в 5–6 баллов в зависимости от грунтовых условий.

– Храм-на-Крови высотой почти в шесть десятков метров рассчитан на шестибалльное землетрясение, но, например, ДИВС «Уралочка» из-за особой конструкции – на семибалльное, – рассказал автор этих проектов, заслуженный архитектор РФ Григорий Мазаев. – Наш район не считается сейсмическим, но когда мы проектируем крупные общественные здания, то мы, естественно, предусматриваем в проекте сейсмоустойчивость. В Екатеринбурге и окрестностях время от времени случаются локальные землетрясения. Но, как вы видите, ни одно здание ещё ни разу от них не пострадало.

Другие условия для зданий выше 75 метров, говорит бывший ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии (ныне университета) Александр Стариков. Таких в Екатеринбурге пока немного (порядка трёх десятков) — например, башня «Исеть» (почти 213 метров), бизнес-центр «Высоцкий» (его высота 188 метров), ЖК «Февральская революция» (140 метров), Деловой дом «Демидов» (135 метров). Эти высотки считаются уникальными строительными объектами и по специальным техусловиям могут выдержать землетрясение в 7 баллов. А на случай чрезвычайной ситуации они оборудованы дополнительными лифтами и системами пожаротушения.

– Конечно, если землетрясение будет 9–10 баллов, то есть катастрофическим, может быть что-то повреждено, – сказал Александр Стариков. – Но у нас таких землетрясений не бывает. Кроме того, не нужно забывать, что все высотные здания проходят государственную экспертизу на соответствие техническим нормам и регламентам, которые учитывают в том числе и сейсмоопасность. Поэтому они проектируются не на пределе своей устойчивости, а с учётом резерва. Обычно к сейсмонагрузке таких зданий добавляют один балл.

Архитектор Владимир Грачёв, который проектировал бизнес-центр «Высоцкий», считает, что здания Екатеринбурга спокойно выдержат несильные землетрясения.

– У нас расчётная сейсмичность для зданий классической компоновки 5 баллов, а «Высоцкий» рассчитан на 7 баллов, – отметил Владимир Грачёв. – У нас отдельных строительных решений для высотных зданий не требуется. Например, мы не используем демпфирование (специальные амортизаторы, которые гасят сейсмические колебания.Прим. ред.) или специальные шарниры, которые применяют при строительстве зданий в сейсмоопасных районах. Мы достигаем устойчивости за счёт усиления каркаса.

По словам эксперта, уральские землетрясения не страшны для Белоярской АЭС. К такому строительству предъявляют дополнительные требования, которые вызваны промышленной опасностью.

– Учитываются все возможные риски, землетрясения и другие природные катаклизмы, – подчеркнул Владимир Грачёв. – На эту надёжность обращается очень большое внимание. В любом случае, 4–5 баллов для Белоярской АЭС — это гораздо меньшее воздействие, чем то, которое заложено в её проект.

Комментарий

Рубен ТАТЕВОСЯН, заведующий лабораторией сильных землетрясений Института физики Земли РАН (Москва):

– Высотное сооружение в городах чувствительно не столько к балльности толчков, сколько к встряскам с длинным периодом колебаний. Сейсмические сотрясения — это ведь волны с разными частотами. И от них зависит характер и сила разрушения зданий разной высоты. Приведу такую довольно грубую аналогию: вы едете по дороге, на асфальте – мелкая рябь. Вы едете на машине с большими колёсами. Такая машина этой ряби почти не заметит. А если колёса очень маленькие, сопоставимые с размером ряби, машина чувствительно отреагирует. Что касается зданий, то для таких прогнозов проводят массу сложных исследований. И чаще всего в сейсмически неблагоприятных регионах.

В тему

Город Катав-Ивановск в Челябинской области трясёт уже почти месяц. Первое землетрясение магнитудой 5,6 баллов на глубине 10 км произошло 5 сентября. Затем, по словам председателя Совета депутатов Катав-Ивановска Галины Федосеевой, почти каждый день на территории города регистрировали афтершоки — повторные толчки-отголоски. 10, 16 и 18 сентября произошло по три афтершока за сутки. 27 сентября с горы Песчаной между Катав-Ивановском и деревней Карауловка сошёл большой грязевой оползень, который, по мнению экспертов, стал последствием землетрясения.

В минувшую субботу, 29 сентября, в 14:06 в 30–40 км от места первого землетрясения произошло второе магнитутой 4,4 балла на глубине 10 км, а в 16:02 — афтершок.

– Толчки такой силы и афтершоки для Урала не характерны. Второе землетрясение стало слабее первого, но, несмотря на мнения обывателей, оно никак с ним не связано. Каждое землетрясение уникально по процессу подготовки, – рассказал «ОГ» заведующий геофизической лабораторией-обсерваторией «Арти» Института геофизики УрО РАН Олег Кусонский. – Процесс тектонических сдвигов складчатости Уральских гор и Предуральского краевого прогиба продолжается, но, увы, точно предсказать, когда будет следующее землетрясение, невозможно.

– Люди не уезжают в панике из города, но нервничают, – говорит Галина Федосеева. – Хотя после второго землетрясения сильных разрушений не было. Я поражаюсь, что МЧС вовремя не обеспечивает население достоверной информацией и не проводит инструктаж.

По словам Федосеевой, после первого землетрясения к ним поступило 437 обращений граждан, по которым будет возмещён материальный ущерб.

  • Опубликовано в №179 от 02.10.2018
Областная газета Свердловской области