Темы дня

Типографии «Прайм Принт Екатеринбург» исполняется 20 лет

Производственные помещения типографии «Прайм Принт» и печать «Облгазеты»

Так выглядит современная печатная машина группы «Прайм Принт». Фото: Группа компаний «Прайм Принт»

Каждое утро подписчики «Облгазеты» получают новую газету. Но мало кто из них задумывается о том, какую работу нужно проделать, чтобы её напечатать. Корреспондент «ОГ» побывал в типографии «Прайм Принт Екатеринбург», которая на днях отметит 20-летний юбилей, и своими глазами увидел, как печатают «Областную газету».

Иностранный капитал

История типографии «Прайм Принт Екатеринбург» началась 20 лет назад. Именно тогда норвежский медиаконцерн «А-прессен» решил запустить свой первый проект в России. Новое предприятие создавалась совместно с Европейским банком реконструкции и развития и Издательским домом «ИнтерМедиаГруп», однако с 2007 года 100 процентов акций типографии принадлежат «А-прессен», а позднее норвежскому медиаконцерну «Амедиа».

Наш город был выбран не случайно — тогда печатный рынок Екатеринбурга очень нуждался в качественной типографии европейского уровня, которая могла бы оперативно печатать цветные и многополосные газеты. Акционеры нашли помещение на территории завода имени Калинина и установили печатную машину Solna-300 шведского производства. И через полгода типография ЗАО «Офсетная газетная фабрика Екатеринбург» выдало первую продукцию. Через два года в типографию была поставлена вторая машина Solna, после чего появилась возможность печатать два издания одновременно.

Кстати

«Амедиа» является крупнейшим норвежским издателем региональных газет. Концерн занимается распространением в Норвегии, а также имеет типографии в Норвегии и России. Ежедневная аудитория 62 подписных изданий концерна составляет около 1,7 млн читателей в бумажном и цифровом формате по всей стране. На предприятиях концерна в Норвегии и России работает около 2 400 сотрудников. За 20 лет «Амедиа» инвестировал в типографии «Прайм Принт» более 2,5 миллиарда рублей. Число их заказчиков составляет полтысячи. Еженедельно в российских типографиях концерна печатают 22 миллиона газет. В прошлом году для этого было использовано 45 тысяч тонн газетной бумаги: это 13 процентов от общего потребления газетной бумаги в России. Если размотать все эти рулоны бумаги, то её длины хватит, чтобы 35 раз обмотать земной шар вокруг экватора. Объёмы потребления типографской краски тоже впечатляют — в 2018 году типографии «Прайм Принт» использовали более миллиона килограммов краски.

Типография сумела охватить печатный рынок не только Свердловской области, но и всего Уральского федерального округа. В течение следующего десятилетия в Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Челябинске и Новосибирске появились и другие газетные типографии медиахолдинга. В конце 2008 года концерном «А-прессен» принято решение о ребрендинге всех своих типографий на территории России. Типографии образовали группу компаний «Прайм Принт», а екатеринбургская – стала называться ЗАО «Прайм Принт Екатеринбург».

В 2008 году в типографии заменили печатное оборудование. Отслужившая свой срок Solna освободила место новой современной печатной машине DGM-430 производства США. По качеству и скорости печати оборудование впечатляло. Одни размеры машины вызывают уважение: длина – 36 метров, ширина – более 8 метров, высота – около 6 метров. Внешне она выглядит как два железнодорожных вагона, поставленных рядом. И когда она работает на полную мощность, ощущение, что ты находишься на станции метро, а мимо проезжает поезд. Срок службы оборудования такого уровня – несколько десятилетий, поэтому типография «Прайм Принт Екатеринбург» оценивает перспективы своего развития крайне положительно. Сейчас здесь еженедельно печатается порядка 120 газет. Среди самых известных – «Областная газета», «Аргументы и факты» «Московский комсомолец», «Коммерсантъ», «Наша газета», «Телесемь».

Производственные помещения типографии «Прайм Принт» и печать «Облгазеты»
За один час типография «Прайм Принт Екатеринбург» печатает около 30 тысяч экземпляров «Областной газеты». Фото: Группа компаний «Прайм Принт»

Шум как в метро

Среди людей бытует мнение, что печатное производство крайне вредное, а в типографских материалах до сих пор используется что-то опасное, например, свинец. Генеральный директор типографии «Прайм Принт Екатеринбург» Андрей Кокорин говорит, что когда-то так и было, но уже давно ситуация изменилась. Сейчас все используемые материалы сертифицированы не только российскими, но и европейскими организациями. А печально известные свинцовые печатные наборы давно заменены на алюминиевые печатные пластины. Компьютеризация привела к технологии CtP – Computer to Plate, при которой печатное изображение производится оптическим лазером непосредственно с компьютера. Типография «Прайм Принт Екатеринбург» запустила её ещё в 2004 году одной из первых на Урале.

Производственные помещения типографии «Прайм Принт» и печать «Облгазеты»
Технология CtP автоматически переносит изображение газетной полосы на печатные пластины. Фото: Группа компаний «Прайм Принт»

– Каждая редакция, с которой мы сотрудничаем, имеет доступ к нашему серверу, где установлена специальная программа для приёма, проверки и обработки присылаемых газетных полос, – рассказывает Андрей Кокорин. – Сотрудник редакции заходит на сервер и выкладывает подготовленные файлы газеты в формате pdf. Наша программа автоматически проверяет корректность технических параметров этих полос и выдаёт соответствующую информацию редакции и нашим сотрудникам. При отсутствии проблем представителю редакции достаточно поставить электронную подпись «В печать». Ну а дальше дело техники. Комплекс оборудования CtP подхватывает эти файлы и выводит их непосредственно на печатные пластины. Печатник устанавливает пластины на машину, и процесс печати пошёл.

Печатная машина называется ролевой – это означает, что печать идёт с ролей бумаги. Каждый роль, кстати, весит около 530 кг. На одном роле может печататься 4 полосы формата А2. На машине DGM одновременно может проходить восемь газетных полотен, максимально «Прайм Принт Екатеринбург» может выпустить за раз 32 полосы.

– Это позволяет печатать толстые и многоцветные газеты, например, полную версию «Областной газеты», – отмечает Андрей Кокорин. – Объёма бумаги одного роля хватает меньше чем на час работы. Скорость движения полотна при печати составляет 6 метров в секунду, а общая «скорострельность» печатного оборудования – до 35 тысяч газет в час.

После того как газетное полотно проходит через печатные секции, оно поступает в фальцаппарат, который фальцует газету и нарезает её до нужного формата. Затем газеты пакуют и развозят в пункты распространения, чтобы утром они были в почтовых ящиках и киосках «Роспечати». Весь процесс печати «Областной газеты» занимает около четырёх часов.

Проблемы печати

Андрей Кокорин говорит, что газетное производство в России переживает не самые лучшие времена. Последние лет пять большую конкуренцию ему составляет Интернет. Молодое поколение всё меньше читает газеты, предпочитая узнавать новости с экрана смартфона. За счёт этого газеты теряют свою популярность, а их тиражи постоянно снижаются. Некоторые газеты и вовсе закрылись. Если раньше в Екатеринбурге было три бесплатных газеты тиражом по 300 тысяч экземпляров – «Ва-банк», «В каждый дом» и «Наша газета», то сейчас осталась только «Наша газета».

Андрей Кокорин . Производственные помещения типографии «Прайм Принт» и печать «Облгазеты»
Андрей Кокорин работает в компании «Прайм Принт Екатеринбург» с 2004 года. Фото: Группа компаний «Прайм Принт»

– Доходы от рекламы в цифровых СМИ растут, а в бумажных падают, – добавляет Андрей Кокорин. – Финансовые аналитики утверждают, что примерно пять лет назад доходы от рекламы в Интернете сравнялись с доходами от рекламы в печатных СМИ. А за прошедшее время разрыв только увеличивался. Однако издания аналитического плана, связанные с муниципальными администрациями или градообразующими предприятиями, продолжают выходить, правда, уже меньшими тиражами. К сожалению, внешние тренды, негативно влияющие на рынок СМИ и полиграфии, будут сохраняться, поэтому и в дальнейшем всем нам придётся ещё активнее искать пути оптимизации и экономии.

Само по себе газетное производство крайне затратное — одна лишь печатная машина стоит порядка нескольких миллионов долларов. Да и сам выпуск газетной продукции требует значительных материальных затрат. Самые большие расходы у типографий приходятся на бумагу: она формирует около 60 процентов стоимости газеты. Остальные затраты идут на краску, печатные пластины, зарплату сотрудникам, запасные части для оборудования, оплату электроэнергии.

– Краску и пластины мы закупаем зарубежного производства, у нас их после развала Советского Союза больше не производят, – добавляет Андрей Кокорин. – Поставщики заинтересованы в том, чтобы сохранить свои объёмы продаж и стараются не делать резких движений по повышению цен. Но «болтанка» курса рубля преподносит иногда сюрпризы. А вот с бумагой немного другая история. В России всего четыре комбината, которые производят газетную бумагу. Спрос на российскую бумагу стабильно высок, особенно в развивающиеся страны, где сейчас происходит настоящий газетный бум. Население в этих странах бедное и не может позволить себе смартфоны, поэтому люди там читают газеты. Комбинатам выгодно продавать бумагу за рубеж, а мы иногда оказываемся в конце очереди. Кроме того, у комбинатов есть возможность каждый год повышать цены на свою продукцию. А это повышение цены по цепочке распространяется и на типографии, и на издательства, и на читателя.

Несмотря на это, типография «Прайм Принт Екатеринбург» старается по возможности не увеличивать цены на печатные услуги, в очередной раз включая оптимизацию производства. Кроме того, в компании есть программа лояльности для редакций газет, а гибкая система скидок позволяет минимизировать их расходы на печать.

Андрей КОКОРИН, генеральный директор типографии «Прайм Принт Екатеринбург»:

– Нам повезло, Екатеринбург оказался первым в списке городов, составленном нашими акционерами для создания нового полиграфического предприятия. Год создания был выбран очень сложный, посткризисный 1999-й, что было очень смело. Наше предприятие вышло на полиграфический рынок с лозунгом «Цвет. Скорость. Качество». И этот девиз остаётся главным в нашей работе на протяжении всех 20 лет. Передовые производственные мощности позволили нам существенно снизить и стоимость, и сроки производства, что привело к настоящему буму новых изданий в Уральском регионе. Все сложности, возникающие на полиграфическом рынке и в экономике, делали наше предприятие ещё более сплочённым и сильным. Наступающие времена тоже не обещают быть простыми. Но мы уверены, что 20-летний опыт работы и дружный коллектив позволят нам преодолеть все трудности.

  • Опубликовано в № от 11.06.2019
Областная газета Свердловской области