Платные парковки в Екатеринбурге – всем в убыток?

платные парковки

Фото: Павел Ворожцов

Уже почти два месяца ГИБДД разрешено передавать в администрацию Екатеринбурга персональные данные владельцев автомашин, которые заезжают на платные парковки, но не платят. Штрафами за такое поведение мэрия грозила давно, но вычислить владельца машины без данных ГИБДД было невозможно. Ведущий специалист комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации города Александр Вегнер сообщил, что штраф от одной до трёх тысяч рублей уже наложен почти на 500 человек.

Парковки платные, но … бесплатные

Платные парковки в Екатеринбурге начали появляться с мая 2015 года, преимущественно в центре города. Говорилось, нужны они затем, чтобы разгрузить густые транспортные потоки, которым мешали оставленные где попало машины. Вроде бы если эта система работает в Европе и других странах и даже приносит доход, то почему бы и не внедрить её в нашем мегаполисе? Создано даже муниципальное бюджетное учреждение (МБУ), которое так и называется – «Городская служба автопарковок», обслуживающая паркоматы и стоянки. 

В создание системы парковок администрация вложила 55,7 млн руб. Сейчас в городе 2,5 тысячи платных парковочных мест и 75 паркоматов, стоимость услуги составляет 30 рублей в час. Но давайте сравним: в 2017 году и первом квартале этого года ими воспользовались, судя по транзакциям, 181,3 тысячи раз. Общая сумма поступлений составила за это время 9,1 млн рублей, а затраты на обслуживание парковок составили 734,7 тысячи рублей. То есть до самоокупаемости проекту ещё далеко – буквально несколько лет. И тем не менее ещё в прошлом году глава комитета по транспорту мэрии Игорь Федотов сообщал, что есть планы в ближайшие семь лет вложить в развитие проекта ещё 250 миллионов рублей. В итоге к нынешним 2,5 тысячи мест добавятся ещё 8,5 тысячи, а количество паркоматов увеличится на 177 штук. Окупаемость инвестиций — пять лет. Но судя по нынешним темпам, срок окупаемости будет в несколько раз дольше. Да и пока паркоматы окупаются, старые износятся, придётся тратиться на новые.

Конечно, в мэрии возлагают большие надежды на штрафы, сейчас со злостными неплательщиками бороться будет проще, и, по расчётам, с введением нового механизма платные парковки позволят привлекать в городской бюджет порядка 15 миллионов рублей в месяц. Но полицейские меры – это ведь полдела. Поначалу же водители платили более-менее исправно, но, поскольку за бесплатное использование стоянок штрафы не приходили, число неплательщиков стало увеличиваться. В распоряжении службы автостоянок есть шесть автомобилей, оборудованных системой «Паркон». Они колесят по центральным улицам, делают снимки автомобилей, заносят в базу данных и сравнивают с другой базой – оплаченных за стоянку автомобилей. Вычислено, что не оплачивают парковку примерно 60 процентов водителей. И тут мы подходим, на мой взгляд, к самому проблемному месту в использовании платных парковок – самой системе оплаты. Тут возможны несколько вариантов и не все удобные.

Как деньги отдать?

  • При помощи СМС. Сообщение надо отправить на номер 3116 с текстом: p66*номер_зоны*номер_автомобиля*кол-во_часов. Но если у вас корпоративный или кредитный тарифный план, то такой способ недоступен. Также обделены абоненты «Мотива». А ещё придётся платить комиссию в восемь процентов. Плюс у этого способа только один — переплату можно вернуть через СМС-сообщение. Хлопотно? Безусловно.

  • Банковской картойили Е-картой. Но если тариф – «Электронный кошелёк». Опции вернуть переплату нет. Тоже не фонтан.

  • Через мобильное приложение. Пожалуй, самый удобный способ. Приложение «Парковки Екатеринбурга» есть для всех платформ. Надо выбрать на карте интересующую вас парковку (либо воспользоваться строкой поиска и найти парковку по адресу или по номеру зоны) и нажать кнопку «Оплатить». Если вы задержались, то можно доплатить, а если вернулись раньше времени, то можно вернуть переплату. Ссылка на приложения есть на сайте парковочного пространства.

  • На сайте парковочного пространства. Там есть вкладка «Парковки», где нужно выбрать зону, вписать номер машины и указать время. Удобно для продвинутых пользователей.

  • Через личный кабинет. Можно заранее пополнить парковочный счёт в личном кабинете, а затем через него оплачивать парковку.

  • Наличными через терминалы Qiwi (комиссии нет) и «Фрисби» (комиссия пять процентов). Получается, что вы должны поставить машину, быстро добежать до терминала и заплатить. Неудобно.

Вся проблема в том, что у паркоматов нет купюроприёмников и не предвидится, и наличными, самым простым способом, заплатить невозможно. А если паркомат неисправен, а времени искать другую стоянку нет, то как быть? Александр Вегнер рекомендует найти другую парковку с исправным паркоматом и заплатить через него. Но кто будет так затрудняться? Притом в Европе и других развитых странах, с которых и взяли пример платных парковок в центре города, оплата идёт наличными.

Если машина заехала на парковку и пробыла там меньше 10 минут, можно не платить за такое кратковременное пребывание. Фото: Павел Ворожцов

Перспективы

По словам Вегнера, система передачи персональных данных нарушителей из ГИБДД уже отлажена, они поступают в административные комиссии в каждом районе города, которые и назначают штрафы. Вся процедура занимает примерно месяц, есть возможность и обжаловать решение. Выручка выросла в пять раз, но в денежном выражении цифра будет известна к концу года. А в новом, 2019 году, будет введена система льготных карточек для жителей соседних с парковками домов, плюс в праздники и выходные дни парковки будут бесплатными. 

Правда, пока неясно, как будет решаться один серьёзный вопрос: ГИБДД по номеру машины определяет владельца, но за рулём может быть совершенно другой человек. Несправедливо наказывать владельца, а не нарушителя. Скорее всего, будет так же, как и со штрафами по видеофиксации – «письмо счастья» придёт к владельцу, а там уж он сам пусть разбирается. Однако вопрос с выгодой платных парковок для города пока неясен. Окупаться они будут несколько лет, да и окупятся ли вообще, неизвестно.

Комментарий

Максим ЕДРЫШОВ, представитель Федерации автовладельцев России по Свердловской области:

 – Думаю, мэрии рано ещё строить радужные надежды, ведь с мая 2015 года, когда стали появляться платные парковки, ничего не изменилось. Как были проблемы с оплатой, поиском нарушителей, так и остались. Мэрия с сентября грозилась начать штрафовать, но я ещё ни одного такого пострадавшего не встречал.

  • Опубликовано в №219 от 28.11.2018
Областная газета Свердловской области