Темы дня

Куда выведет новый тарифный коридор ОСАГО?

Если у водителя-виновника аварии нет полиса ОСАГО, ремонтировать ему придётся обе машины за свой счёт. Фото: Алексей Кунилов

Если у водителя-виновника аварии нет полиса ОСАГО, ремонтировать ему придётся обе машины за свой счёт. Фото: Алексей Кунилов

Прошло более месяца, как с 9 января Минфин РФ и Центробанк как регулятор финансового рынка ввели три новшества в процедуре подсчёта стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Во-первых, был расширен коридор базового тарифа до 20 процентов вверх и вниз, сейчас он составляет 2 746–4 942 рубля (прежний был     3 432–4 118 рублей). Во-вторых, изменились подходы к формированию коэффициента "бонус-малус" (КБМ) – теперь принимается во внимание стиль вождения. Около 80 процентов водителей ездят аккуратно, и страховые случаи у них – редкость, таким водителям КБМ будет меньше. А 20 процентов водителей, в основном новичков и молодых, любят полихачить, страховые случаи у них происходят чаще, они и платить будут больше. В-третьих, изменились коэффициенты по возрасту и стажу: у неопытных водителей они установлены в 1,87 (прежний был 1,8), а для опытных и пожилых установлена скидка в семь процентов. Всего в расчётах стоимости полиса участвуют восемь коэффициентов.

В принципе Минфин и Центробанк ещё в 2017 году предприняли ряд нововведений в ходе реформы ОСАГО, и шаги, которые сделаны в нынешнем году – не последние. В частности, планируется увеличить тарифный коридор сначала до 30, а потом и до 40 процентов. Кроме того, у нас в области появился финансовый омбудсмен, который и будет с 1 июля этого года «разруливать» споры и конфликты на рынке автострахования. Вроде бы в Европе и США это обычное дело, там благодаря финансовым омбудсменам до суда доходит только 10–15 процентов возникающих конфликтов.

Как сообщил начальник Уральского главного управления Центробанка Рустэм Марданов, благодаря принятым мерам в 2018 году было в два раза меньше жалоб и обращений в адрес автостраховщиков. А первый месяц работы по новым правилам формирования цены полиса показал, что в стране цена его снизилась на 1,5 процента, а в Свердловской области – на 3,2 процента. У наших соседей картина пёстрая: Челябинская область – снижение на 1,6 процента, Тюменская – на 3,0 процента, а в Курганской – рост 5,0 процента. Конечно, судить по одному месяцу рано, но тенденция прослеживается.

Курс на либерализацию цен на полис будет продолжаться, более того, Центробанк намерен у себя создать интернет-площадку для страховщиков и водителей, на которой можно будет сравнить цены и качество услуг у разных компаний и выбрать то, что подходит больше всего.

И наконец-то разрешился давний конфликт между страховщиками и водителями. Дело дошло до Верховного суда. Страховые компании всегда выплачивали деньги по ОСАГО на запчасти с учётом возраста машины. Но детали-то приходилось ставить новые, и выплаты часто не покрывали расходы на ремонт. Теперь Российский союз автостраховщиков раз в полгода обновляет свой справочник по стоимости запчастей и нормочасов на работу. Конечно, это не всегда совпадает с реальностью, но тут уж ничего не поделаешь, хоть какие-то нормы появились.

Комментарий

Максим ЕДРЫШОВ, председатель регионального отделения российского движения «Комитет защиты прав автомобилистов» по Свердловской области:

– Некоторое снижение цены полиса, конечно, есть, но оно произошло в основном за счёт снижения его цены у юридических лиц. Кроме того, я бы не советовал связываться со страховыми компаниями, у которых подозрительно низкие цены. Если мы видим откровенный демпинг – это верный признак того, что компания скоро исчезнет…

  • Опубликовано в №26 от 13.02.2019
Областная газета Свердловской области