Сжигать нельзя. Перерабатывать

сортировка мусора

Весь мусор, приходящий в экотехнопарки, будет проходить такую сортировку. Фото: Алексей Кунилов

На днях в уральских СМИ прошла информация: Росавиация запретила строить мусоросортировочный завод под Сысертью вблизи аэропорта Кольцово. Причина – отходы на полигоне могут привлечь птиц, которые угрожают безопасности авиалайнеров (по этой же причине 15 августа самолёт «Уральских авиалиний» совершил жёсткую посадку в Подмосковье – чудом спаслись 233 человека). Ситуацию прояснил областной министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов, а заодно рассказал – какие «мусорные» предприятия появятся в регионе в ближайшую пятилетку и почему жителям не стоит впадать в панику. «Облгазета» составила ТОП-7 заявлений министра.

Почему нельзя избежать строительства мусоросортировочных заводов?

–  Если мы не начнём строить мусоросортировочные заводы, Россию ждёт экологическая катастрофа. Мусорные полигоны – иначе свалки – переполнены, и срок их эксплуатации ограничивается ближайшей пятилеткой. За это время мы должны «закрыть» основные центры мусоронакопления новыми предприятиями. Экологические требования к мусоросортировочным заводам очень жёсткие. Проектно-сметная документация каждого завода в обязательном порядке будет проходить государственную экологическую экспертизу. И без этой экспертизы решения на строительство не получить. Если же проект всё-таки получает положительное заключение экспертизы, правительство области, включая наше министерство, выходит к жителям и подробно разъясняет, зачем мы строим и где. И самое главное – что этот завод даст людям. Только после этого начинается строительство.

Где и когда начнётся строительство?

– Задача на ближайшие 5 лет – построить и ввести в эксплуатацию не менее 12 мусоросортировочных заводов в Свердловской области. Уже строится мусоросортировочная линия на полигоне в Алапаевске, проходят госэкспертизу проекты заводов в Красноуфимске и Первоуральске, идёт проектирование заводов в Краснотурьинске и Нижнем Тагиле. Кроме этого, мусоросортировочные заводы появятся вблизи Екатеринбурга и на востоке области – в Байкалово-Талицком узле. В течение года мы должны определиться с земельными участками под эти комплексы и с инвесторами, которые будут их строить.

Как строительство заводов скажется на тарифе за вывоз ТКО?

– Губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым поставлена задача не допустить роста тарифа. Что для этого делается? Во-первых, сейчас наше министерство ведёт работу с федеральным министерством природных ресурсов по включению в федеральный реестр полигонов, которые используются в области, но ранее в этот реестр не входили. Полигон в Камышлове уже включён, ждём решения ещё по нескольким. Если включить их не получится, мы не сможем их использовать в рамках сегодняшней экологической реформы, а значит, между муниципалитетами увеличится расстояние транспортировки отходов, что может привести к росту тарифа. Во-вторых, параллельно с мусоросортировочными заводами в области будут строиться мусороперегрузочные станции. В Ирбитском районе такая станция уже создаётся. Принцип работы станции такой: в сельских территориях отходы собирают мусоровозы малой мощности, отвозят их на станцию, где производится первичная выборка металла и пластика из отходов, пригодная для переработки. Остальные отходы на станции прессуются и загружаются в более мощные мусоровозы, которые везут их на мусоросортировочный завод. Соответственно, снижаются затраты на транспортировку, значит, сдерживается тариф. Я подсчитал: если мы будем возить мусор Екатеринбурга на переработку, допустим, в Пелым, это приведёт к росту тарифа в 27 (!) раз.

Принцип работы мусоросортировочного завода?

– Существует два подхода к сортировке и переработке отходов. Первый – когда из отходов вычленяются полезные фракции, пригодные для переработки, а остальное сжигается. Второй – это глубокая сортировка отходов и экологически безопасное складирование на полигонах. Свердловская область приняла принципиальное решение – НЕ СТРОИТЬ мусоросжигающие заводы. Поэтому мы идём по второму пути. Цель – максимальная выборка полезных фракций из общего объёма ТКО – до 60–80 процентов. Превращение органических отходов в почвогрунты. И захоронение так называемых «хвостов» отходов особым способом на полигоне – «хвосты» сушатся, пакетируются и упаковываются в плёнку, затем складируются с отсыпкой земли. Нет ни запахов, ни птиц, ни животных, включая грызунов. По такой технологии работают в Европе и у нас – в России. Мы изучили опыт Тюменской области, Пермского края, Подмосковья. Кстати, завод в Красноуфимске на 90 процентов будет по типу завода в Подмосковье – в Зарайске. Сейчас вопрос стоит в плёнке – если отходы в ней герметичны, то как они потом будут разлагаться без доступа кислорода? Изучаем технологию. Пока окончательного решения не принято. Отмечу, что глубокая сортировка и переработка отходов тоже позволит не допустить роста тарифа: если региональный оператор заработал на продаже полезных фракций, допустим, 1 млн рублей, то при установке тарифа на следующий год РЭК вычтет эту сумму из его валовой выручки.

В чём разница?

«Облгазета» попросила разъяснить Николая Смирнова, есть ли разница между мусоросортировочными и мусороперерабатывающими заводами:

– Правильно говорить не мусороперерабатывающий завод, а мусороперерабатывающий комплекс, – отметил он. – Такие предприятия обычно строятся вокруг мусоросортировочных заводов и занимаются переработкой отсортированных фракций. У нас в области как раз будут строиться комплексы, занимающиеся и сортировкой, и переработкой. Такие объекты ещё называют экотехнопарки.

На какие средства будут строиться заводы и что появится вокруг них?

– Заводы будут строиться в рамках государственно-частного партнёрства. Часть денег выделяет бюджет региона, часть – инвесторы. Отходы на заводе сортируются поэтапно: сначала металл и пластик, затем стекло, бумага и картон, батарейки и так называемая RDF-фракция – для альтернативного топлива. Отдельно – органические отходы, которые пойдут на почвогрунт – на пересыпку тех же «хвостов» на полигонах. Вокруг завода откроются предприятия, которые будут закупать всё это сырьё на переработку. Уже есть понимание, куда мы будем поставлять картон и бумагу – птицефабрики готовы приобрести для изготовления упаковок под яйца. RDF-фракции – на цементные заводы. Иными словами, вокруг мусоросортировочных заводов планируется создать экотехнопарки. А заводы станут их якорными резидентами.

Кстати

Свердловская область может получить 3 млрд рублей из федерального бюджета на строительство мусоросортировочных заводов вблизи Екатеринбурга и в Красноуфимске. Предварительная договорённость областного правительства с Российским экологическим оператором, ответственным за новую систему обращения с ТКО, достигнута, сообщил Николай Смирнов. Сейчас прорабатывается механизм выделения этих средств инвесторам, которые займутся стройкой.

Почему новые мусоросортировочные заводы нельзя построить вблизи уже существующих полигонов?

– Сегодня в Свердловской области 92 действующих полигона, и все они подлежат закрытию, так как переполнены. По сути, это большие свалки. Вдобавок некоторые из них располагаются в городской черте, что запрещено федеральным законом. А значит, строить заводы вблизи них нельзя. В ближайшее время мы закроем 12 полигонов, и первый из них – в Сысертском районе, он исчерпал себя. Оставшиеся будут закрыты до 2024 года. Взамен в области появятся 15 новых полигонов, но уже меньшей площадью, потому что сегодня мы 100 процентов ТКО везём туда, а будет 40 и меньше за счёт переработки. Новые полигоны будут соответствовать всем федеральным требованиям – с освещением и ограждением территории, расстоянием до ближайшего жилого дома не менее километра и пр.

Что будет с мусором, который уже сейчас скопился на полигонах?

– Мусор, который лежит там более трёх лет, уже не подлежит переработке. «Свежие» отходы, допустим, за последний год, можно переработать, но нужно понимать, что они загрязнены. Тот же картон и пластик. И затраты на их очистку могут быть выше, чем сама переработка. Главное, чтобы эти отходы не воспламенялись – это первая задача. Вторая – рекультивация таких полигонов. Сколько это будет стоить, сказать точно не берусь – нет проектно-сметной документации, но по предварительным подсчётам – десятки миллиардов рублей. Без софинансирования из федерального бюджета нам не обойтись. Сегодня есть проектно-сметная документация только по двум полигонам – Широкореченскому и Арамильскому, но без заключения госэкспертизы. Радует, что со стороны федерации уже есть согласие на софинансирование мероприятий по их рекультивации. Думаю, в следующем году получим субсидии. Этими вопросами занимается областное министерство природных ресурсов и экологии.

Миф о запрете

Новость о запрете Росавиации строить мусоросортировочный завод под Сысертью Николай Смирнов назвал мифом журналистов.

– Во-первых, правительство Свердловской области ещё не определило ни одного участка под строительство мусоросортировочного завода в границах Большого Екатеринбурга. Есть лишь перечень участков, теоретически пригодных для строительства такого объекта, он составлен совместно с МУГИСО и администрациями муниципалитетов. Как только участки определятся, мы известим об этом официально, обсудим их с жителями и инвесторами. Что касается Росавиации, я ознакомился с письмом ведомства, и там формулировка такая – «может быть наложен запрет», но не более. Если какой-то инвестор собирается что-то строить в 16-километровой зоне от взлётно-посадочной полосы, он обязан направить свой проект на согласование в Росавиацию, и она уже принимает окончательное решение. Думаю, в ближайшее время к полигонам ТКО будут более жёсткие требования со стороны этого ведомства, потому что действующие полигоны – это, по сути, большие свалки, где отходы лежат в открытом доступе.

  • Опубликовано в №152 от 24.08.2019
Областная газета Свердловской области