Темы дня

«Мой отец охранял Мао Цзэдуна в Свердловске»

Сын начальника охраны Мао

Только сын начальника службы безопасности Мао Цзедуна мог вот так запросто пожать руку «великому кормчему», а родители скромно стоят в сторонке. ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ЛИ ЧЖУОВЕЯ

В Екатеринбург руководитель архива «Красная память» в провинции Хунань Ли Чжоувей приехал по приглашению руководителя регионального отделения общества «Россия – Китай» Юрия Бабонова. И это приглашение «товарищ Ли» принял с удовольствием. Он знал, что в феврале 1950 года его отец Ли Иньцяо, будучи начальником службы безопасности  Мао Цзэдуна, сопровождал его и тоже был в Свердловске на обратном пути из СССР в Китай. Факт общеизвестный: сразу после победы китайских коммунистов над марионеточным, как тогда говорили, режимом Чан Кайши Мао отправился в Советский Союз за поддержкой, которую он и получил. На всём пути и в Москву, и вообще по жизни его сопровождал верный товарищ и охранник ещё с войны Ли Иньцяо.

Шпионов подсылали постоянно

Визит сына начальника охраны Мао Цзэдуна был приурочен к открытию специальной экспозиции в Центре истории Свердловской области, посвящённой 70-летию установления дипломатических отношений между СССР и Китаем. Состоялась и презентация книги директора Центра истории Свердловской области Анатолия Кириллова и журналиста Григория Каёты «Урал – Китай: прошлое, настоящее, будущее». Это второе издание книги уже на русском и китайском языках, один экземпляр которой подарили китайскому гостю. В ответ Ли Чжоувей подписал и подарил центру другую книгу – о своей семье. А фотографиями из неё охотно поделился с «Облгазетой».

– Мой отец был в самом высшем звании – всегда быть рядом с вождём, с которым они познакомились в годы войны. Отец служил в Народной армии с 11 лет, тогда судьба и свела его с Мао, – рассказал «Облгазете» Ли Чжоувей. – Отец рассказывал об одном из тяжелейших боёв с намного превосходящими силами гоминьдановцев, которые окружили их отряд. Но они тогда выстояли, хотя понесли большие потери, и с тех пор Мао никогда не расставался с моим отцом.

– И были попытки покушения на председателя?

– Сотни. Но все они были предотвращены. Гоминьдановцы постоянно подсылали своих шпионов к Мао и во время войны, и после неё, особенно в первые годы после победы. Так что у отца было много работы, и мы с мамой мало его видели. Он почти не говорил о своей службе, но с удовольствием рассказывал о поездке с Мао в СССР к Сталину. Реальной угрозы для жизни китайского лидера не было ни разу…

Ядерный центр – от уральцев

– В свой первый приезд в СССР Мао в Свердловске был один день, – рассказывает Анатолий Кириллов. – Тогда он целенаправленно поехал на Уралмашзавод, где его поразили шагающий экскаватор и прокатный стан. «Это как раз то, что нам надо», – сказал председатель, и после этого визита наши уральские инженеры поехали в Китай, где построили два  металлургических завода. А на многочисленных стройках в Поднебесной стали трудиться шагающие экскаваторы.

Особо китайский лидер отметил то, что при Уралмашзаводе был свой проектный институт: в одном месте шло и проектирование, и производство, что гораздо эффективнее. Это общеизвестные факты, но мало кто знает, что был ещё один проект, в котором принимали участие учёные и инженеры из Новоуральска – они построили в Китае ядерный центр. Но его запуск едва ли не был сорван. Никит Хрущёв распорядился отозвать наших специалистов из Китая. А у ядерного центра были готовы только стены. Председатель правительства в то время Чжоу Эньлай  уговаривал наших специалистов остаться и довести центр до запуска, обучить китайских коллег. Остались на свой страх и риск, за что потом были щедро вознаграждены…

Возрождение «Мадрида» 

Сам Ли Чжуовей в свой недавний визит в Екатеринбург посетил исторический памятник культуры и архитектуры на Уралмаше – знаменитое общежитие «Мадрид». Он знал, что Мао и отец заходили туда. У этого здания интересная история. Оно было построено в 30-е годы, когда развивающемуся Уралмашзаводу были нужны конструкторы и инженеры, где и планировали их поселить. Но ещё в ходе строительства предназначение общежития пришлось изменить: в СССР стали прибывать беженцы из Испании, где шла гражданская война. Их стали заселять в это общежитие, и так оно и стало неофициально называться «Мадридом». Во время войны здесь был госпиталь, а потом – обычное рабочее общежитие.

В 90-е годы здание пришло в полную негодность и было закрыто. Власти Орджоникидзевского района долго и безуспешно искали инвесторов, но объект никому оказался не по зубам. И вот, похоже, дело сдвинулось с мёртвой точки, и у исторического здания появился арендатор – компания «Великий Шёлковый путь». Аренда на 49 лет обошлась в один рубль, но с очень большим обременением – полностью восстановить исторический облик. В «Мадриде» будет расположен Дом дружбы имени Мао, включающий в себя музей, ресторан, гостиницу и зал торжественных приёмов. Ключевой инвестор – «Аньшаньская металлургическая строительная группа», одна из крупнейших в КНР государственных компаний.

Интересно, что история компании «Великий Шёлковый путь» началась с Аньшаньского металлургического комбината, восстановлением которого в 50-е годы занимались специалисты Уралмашзавода. Проект уже был презентован на заседании Межправительственной комиссии в Пекине, в посольстве КНР в Москве, в представительстве УрФО и Генеральном консульстве КНР в Екатеринбурге, где получил высокую оценку и поддержку. Буквально на днях проект будет заслушан в Общественной палате РФ в рамках форума «Культурный пояс Великого чайного пути». Ещё один Дом мира и дружбы компания планирует открыть в селе Кашино, через которое и проходил этот путь.

Товарищ Ли с большим интересом ознакомился с экспозициями Центра истории Свердловской области Фото: Станислав Богомолов

В ТЕМУ

«Мадрид» был построен по проекту архитекторов Виктора Безрукова и Петра Оранского с участием выпускника известной архитектурной школы Белы Шефлера. Здание в конструктивистском стиле стало своеобразной визитной карточкой Уралмашзавода и Орджоникидзевского района.

Семья начальника охраны Мао Цзедуна
Родители Ли Чжуовея с великим кормчим Фото: Семейный архив
  • Опубликовано в №133 от 30.07.2019 
Областная газета Свердловской области