Избушка Бабы-яги, Мороша и кедры: Анатолий Кошелев на своём участке построил детский городок

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.

Анатолий Кошелев говорит, что работает с деревом прежде всего для себя, для души. Фото: Галина Соловьёва

Обычно дома добрых хозяев в деревне не похожи друг на друга. Иной берёт красотой убранства, другой – внутренним обустройством, третий – озеленением и садовыми причудами. А вот усадьба пенсионеров Анатолия и Любови Кошелевых из деревни Пелевина, что в Байкаловском районе, интересна тем, что на её территории для всей сельской детворы хозяева построили детский городок.

Не каждый решится вот так просто отрезать кусок своей земли, обустроить его, а потом сделать доступным для всех. У Кошелевых – пятеро внуков, но детский городок они изначально задумывали не только для них, но и для других детей. К тому же, когда затевали стройку, детской площадки в деревне тогда вообще не было. Хотя, как нам сказали, в Пелевиной вместе с окрестными деревнями наберётся больше ста ребятишек.

– Мы специально сетку убрали, чтобы сюда дети могли ходить свободно, – рассказывает Анатолий Геннадьевич. – Сначала качели поставили, потом избушка Бабы-яги появилась.

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.
Для этой избушки Бабы-яги пень пришлось тащить трактором из леса. Фото: Галина Соловьёва

Избушка стоит на могучем еловом пне. О том, как он здесь оказался – целая история. Во всех сказках избушка Бабы-яги стоит на курьих ножках. Да где же такие взять? Решили поставить на корневатый пень. Такой обычно у старой ели бывает, искали пень в лесу, нашли за пять километров от дома, ездили за ним на тракторе, еле приволокли. Вот так, с выдумкой и фантазией, создавалось всё в этом детском городке.

– Женщины в Интернете нашли совет, как сделать танк, мы со внуком потом его мастерили, вон он стоит, – показывает Анатолий Кошелев.

Получилась занятная конструкция, вместо гусениц – покрышки от больших тракторных колёс, но мальчишкам нравится. А ещё в городке есть качели, карусель, площадка для игры в волейбол. Почти всё изготовлено из дерева, потому как отношение хозяина дома к этому материалу особое.

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.
Вход в мастерскую украшен шутливой вывеской. Но в таком режиме, с 8 и до 21 часа, работают многие на селе. Фото: Галина Соловьёва

В совхозе Анатолий Кошелев работал трактористом, заведующим фермой. Любовь Кошелева была в хозяйстве бухгалтером, экономистом.

– Когда хозяйство распадаться стало, я ушёл, стал работать с деревом, с ним работать приятнее, чем с железом, оно теплее, мягче, податливее, – говорит он.

Летом с братом строят из леса веранды, бани, ставят под крыши стропила, зимой – работает в своей мастерской. В деревнях, если нужна табуретка или лавка в баню, в ИКЕА не едут, а идут к таким мастерам, как Анатолий Кошелев. Его мастерская – особая часть сельской усадьбы, которая здорово характеризует хозяина. Под мастерскую Анатолий Геннадьевич купил в соседней деревне старинную избу, брёвна у неё – в обхват.

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.
Из причудливо изогнутых коряг и ветвей мастер делает особенные изделия. Фото: Галина Соловьёва

– Когда перевозил, в щели на потолочном маточном бревне нашёл записку. Оказалось, что это расписка от 1853 года. В ней мой же однофамилец, а может, и дальний родственник, тоже по фамилии Кошелев давал соседу взаймы два рубля серебром. Отдал расписку в наш школьный музей. Но это не всё, стал внимательнее осматривать сруб, нашёл ещё расписку, уже от 1908 года. По ней уже другой Кошелев давал кому-то на посев два пуда ржи, – рассказывает хозяин.

Вот такая перекличка времён. Теперь в старой избе стоит особый аромат дерева, вдоль стен – различные поделки – табуретки, резные карнизы, лавки.

– Мне всегда хочется что-то новое сделать, не останавливаться, как некоторые – сделал один фасон и гонят годами, – рассказывает Анатолий Геннадьевич.

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.
Журавль у колодца стоит прямо напротив дома Кошелевых. Фото: Галина Соловьёва

При этом посетовал, что в последнее время торговля столярными изделиями ручной работы «не шибко идёт», народ на селе почему-то чаще заказывает изгороди. А нас удивляет умение мастера в, казалось бы, обычной коряге увидеть что-то особенное.

– Вот смотрите – ленивец обнял дерево. Неужели не видите? – говорит он, показывая на принесённый из леса кусок ствола с причудливым наростом.

И точно! Вот у зверька голова, глаз, а рядом – ухо.

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.
Мороша, кормилица семьи, даёт особо вкусное и жирное молоко. Хозяйка из него делает сливки и сметану. Фото: Галина Соловьёва

Но и живности настоящей в этой усадьбе тоже хватает. В стайку ведёт нас уже хозяйка дома, Любовь Владимировна.

– Сколько живём, всегда держали и держим корову с телёнком, кур, летом – поросят на откорм, – рассказывает она.

Корова по кличке Мороша с радостью встречает хозяйку.

– С полуслова всё понимает, она у нас старенькая, 11 или 12 отёлов у неё было, – говорит Любовь Кошелева. – Сейчас в деревне всего 12 коров на округу осталось, а раньше на пастбища гоняли четыре табуна. Но мы с коровой расставаться не хотим, пока можем – будем держать.

А раз так, у хозяев летом ещё одна забота – заготавливать сено.

– Косим сами: сенокоска есть, трактор, грабли имеются, нанимаем только пресс в соседнем хозяйстве, – поясняет Анатолий Кошелев.

Усадьба Кошелевых (Пелевино) Мастер по дереву.
А ещё в усадьбе Кошелевых любят поселяться птицы. Фото: Галина Соловьёва

Но меня не перестаёт удивлять их детская площадка. Замечаю по краю её маленькие хвойные деревца, оказалось, что это кедры. Откуда?

– У нас здесь кедров нет, чтобы найти саженцы, ездил за 60 километров, вот привёз, высадил, – скромничает хозяин.

Теперь в Пелевиной есть и свои кедры, пусть и маленькие пока. Но когда-нибудь, даст Бог, выросшая местная детвора будет показывать уже своим детям и внукам: «А вон у тех высоких кедров была наша детская площадка».

  • Опубликовано в №221 от 30.11.2019 под заголовком «Избушка Бабы-яги, Мороша и кедры»
Областная газета Свердловской области