Три главные проблемы, которые выявила учёба на удалёнке

карантин

Дистант, на котором учатся школы Среднего Урала из-за пандемии нового коронавируса, затянулся и бьёт все рекорды Фото: Галина Соловьёва

Школьники в Свердловской области и в прежние годы уходили на дистанционную учёбу, когда в регионе объявляли карантин по гриппу. Но случалось это на две, максимум на три недели. Дистант, на котором учатся школы Среднего Урала из-за пандемии нового коронавируса, затянулся и бьёт все рекорды. Становится понятно, что до конца этого учебного года сесть за парты в прямом смысле этого слова детям уже не придётся.

Возможность — не у всех

Никаких официальных заявлений о том, что очной учёбы до конца мая так и не предвидится, нет. Министр образования и молодёжной политики Свердловской области  Юрий Биктуганов рекомендовал старшим классам закончить учёбу в этом году 29 мая, а первым классам – 22 мая. По поводу других рекомендаций – ничего. Вначале школьники и родители ждали «нормальной» учёбы с 12 апреля, потом — с 21 апреля. Теперь ждут майских праздников… Но какая учёба, если даже Парад Победы перенесли? Среди родителей уже разносится информация – настраиваться на дальнейший дистант и в мае.

«Кто желает забрать вещи из шкафчиков, можно подойти в любой день с 9.00 до 15.00. Охране сказать, что за вещами. Просьба группами не ходить!» – прилетела в родительский чат информация от школьной администрации. «Видимо, у школьных директоров есть какой-то инсайд», – переговариваются родители. Очевидно, неофициальный. Хотя гадалкой быть не надо: смотрим на увеличение количества заразившихся коронавирусом, и всё становится ясно – учёбы за школьными партами до сентября уже точно не будет. Разве что за домашними.

– Это вам повезло, что вы до меня дозвонились, – удивляется учитель начальных классов лицея №88 Екатеринбурга Наталья Дегтярёва. – У меня 60 учеников в 3-х и 2-х классах — они учатся в первую и вторую смены, и теперь всё время кто-то звонит, уточняет учебную информацию, задаёт вопросы о заданиях и по новым темам. Созваниваемся с учителями-предметниками, с администрацией…

Многие школы Екатеринбурга и области занимаются на интернет-платформе uchi.ru, Я-класс, Российской электронной школе — здесь и уроки ведутся, и домашнее задание задаётся. Вообще, удобно, материал подаётся в игровой форме, есть и интересные олимпиады. Да только для использования его ученикам необходим компьютер. А ведь далеко не в каждой семье количество компьютеров или ноутбуков равно количеству учеников и взрослых, работающих на самоизоляции удалённо. Практически везде пользуются техникой по очереди. А если в семье не один и не двое учеников, тогда что?

– Министерство образования одним школам помогло закупить технику для дистанционного обучения учеников, другим предложило закупить её самостоятельно, – говорит директор школы №2 Красноуфимска Татьяна Иглина. – Мы решили обойтись теми ноутбуками, которые уже имеются в школе — раздали в их в семьи. Но этого было мало – пришлось обеспечить их Интернетом. Педагоги из собственных средств купили ученикам симки с таким тарифным планом, чтобы хватило Интернета для учёбы. Я лично из своего кармана оплатила долг на уже имеющихся в семьях сим-картах – и сейчас у нас у всех детей есть возможность учиться на дистанте.

Однако даже тогда, когда педагоги так или иначе разрешили проблемы, связанные с наличием техники, на этом вопросы с доступностью дистанта не закончились.

– Связь у нас не везде хорошая, – сокрушается Татьяна Иглина. – Многие ребята используют Интернет по сотовой связи, и есть места, где нет покрытия.

И такая ситуация — во многих муниципалитетах региона, деревнях и сёлах. А учиться надо всем — не только в относительно благополучном в отношении связи Екатеринбурге.

В онлайн-условиях детям, похоже, придётся учиться до конца учебного года Фото: Алексей Кунилов

А результат где?

Психологи говорят, что способностями к самообучению владеют обычно лишь взрослые. Практика показывает, что и то не все — далеко не каждый из нас может учиться сам и эффективно овладевать чем-то новым.

– Когда учёбу в педуниверситете, в котором я начинала учиться на очно-заочной форме, перевели на дистанционную форму, мне пришлось бросить учёбу, – признаётся педагог детского сада №16 Камышлова Елена Попова. – А сейчас мы в условиях самоизоляции должны как-то обучать дошкольников. Конечно, мы это делаем — высылаем задания детям через родительские группы в вотсап, но эффект от такого «образования» низок.

Для дошкольников это не так важно: успеют ещё выучиться, как в школу пойдут. А вот для освоения учебной программы способ учёбы значение имеет.

– Ошибочно думать, будто ребёнку достаточно получить информацию через экран монитора, и она превратится в усвоенное знание, – говорит кандидат психологических наук, сотрудник кафедры педагогики и психологии Уральского федерального университета Анна Першина. – Человек по природе своей социален, знания и навыки дети получают при личном общении и взаимодействии с учителями. Обучение – это сложный комплекс психических действий, и человечество не изобрело ещё ничего более эффективного для передачи знаний, чем личное очное взаимодействие учителя и ученика.

Оценить, насколько качественно дети усвоили материал, помогает оценка. И во время дистанта электронные дневники пестрят оценками: недостатка в них точно нет. Тут вам и оценки за пройденные в Сети тесты, и устный ответ во время вебинара или зум-конференции (они теперь у продвинутых учителей заменяют уроки), и за письменные работы. Да только где гарантия, что тест по математике ученик решал сам, а не с папой-инженером? А письменную работу перед отправкой учителю не проверила мама с высшим образованием?

Другой момент – нарабатывание практики выполнения заданий.

– Достичь необходимого образовательного результата на дистанте далеко не всегда удаётся, – признаётся Наталья Дегтярёва. – На обычном уроке мы разбираем сложные вопросы до тех пор, пока решение их не становится понятно абсолютному большинству учеников. Сейчас трудно выяснить, кому тема далась с трудом, а кто её понял сразу.

Имея в виду этот факт, Министерство просвещения РФ перенесло всероссийские проверочные работы на осень. Все понимают, что на дистанте подготовить детей к ним не удастся.

Минутка юмора

Родители снимают напряжение от учёбы своих чад на дистанте публикацией и чтением шуточных постов по теме. Всех веселят фразы учителей на удалёнке:

* Выйди и зайди в скайп нормально.

* Что за смех? Скинь ссылку, вместе посмеёмся.

* На физкультуре будем бегать стометровку, все взяли собак?

* Сидим! Звонок для учителя, это в дверь звонят — пиццу принесли.

* Папу с мамой быстро к монитору!

* Ну-ка, тихо там на Камчатке! Да, Кузнецов, далеко ты к бабушке уехал.

* – Можно войти в класс?

– In English please!

– May I come in my kitchen?

* – Вы вместе сели, чтобы разговаривать?

– У нас один аккаунт на двоих.

Рабочие сутки

Первыми удар коронавируса в Свердловской области приняли учителя. У нас ещё не было ни одного больного, а педагоги уже начали преодолевать последствия напасти.

– У нас в школе трудится много возрастных педагогов – они очень опытные, знающие, умеющие отлично работать с детьми, но не владеющие тонкостями использования Интернета, – говорит директор гимназии №120 Екатеринбурга Ирина Писклова. – Вначале мы провели для них учёбу — пришлось объяснять всё, вплоть до того, как именно можно раздать Интернет на компьютер или ноутбук с сотового телефона.

Результаты учёбы не пропали втуне. В электронных дневниках учеников вовремя стали появляться ссылки на уроки в Сети и задания. Эти задания ученики, в свою очередь, стали присылать учителям — и на электронную почту, и даже в вотсап. Куда пришлют — там учителя и проверяют. С электронки проверять легче — можно открыть фото выполненной работы на весь экран. А если в вотсап, то рассматривать письмо приходится через небольшой экран сотового телефона…

– У меня 400 учеников из параллелей 7-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов, – признаётся учитель физики школы №2 Красноуфимска Нэля Константинова. – Обычно за неделю проверяю столько же письменных работ в электронном виде. В первую неделю дистанта телефон разрывался — мой номер получили все родители моих учеников. Считаю, что в данной ситуации, в которую мы все попали, это правильно: зато каждый желающий смог получить ответ на волновавший его вопрос. Да, мне было нелегко. А кому сейчас легко? Зато теперь поток вопросов уменьшился, удалось наладить взаимодействие и с учениками, и с родителями.

Нэля Аркадьевна признаётся, что на связи приходится быть круглые сутки: выполненные работы и вопросы поступают и совсем рано утром, и очень поздно вечером.

Фактически сейчас учительский рабочий день превратился в рабочие 24 часа.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

Опубликовано в №75 от 24.04.2020 .

Сюжет

Ситуация с коронавирусом в Свердловской области
Официальная информация о заболевших на Среднем Урале

Областная газета Свердловской области