В этом году учащиеся шестых-восьмых и десятых классов Свердловской области так и не дождутся возвращения в школы: указом от 11 декабря губернатор Свердловской области продлил дистанционное обучение для них до 26 декабря. Напряжение в конце года, усталость от непривычного формата учёбы и недостаток общения со сверстниками могут сказаться на успеваемости и психологическом состоянии подростков. Журналист «ОГ» узнала у психологов, как помочь школьнику настроить себя на учёбу в дистанционном режиме в конце года.
План на день
Психологи утверждают: справиться с дистанционной учёбой и наплывом проблем поможет план на день. Если правильно распределить время и нагрузку, то появится ощущение контроля над ситуацией и, как следствие, спокойствие у ребёнка и родителей.
– Главное – организовать деятельность школьника так, чтобы это всех устраивало, – рекомендует практикующий психолог Александр Прокопьев. – Для этого родитель и подросток прописывают на листочке желаемый режим дня, а потом сравнивают и составляют новый вариант, в котором будет учтено мнение обеих сторон.
Тест-драйв режима дня
Если план дел не получается придумать сразу, можно устроить тестовый режим – несколько дней жить по графику ребёнка, а потом – родителя. Результаты помогут объективно посмотреть на ситуацию, скорректировать расписание и прийти к идеальному варианту.
Соцсети тоже важны
Многие думают, что социальные сети крайне вредны для школьников, но не стоит лишать ребёнка общения там в разумных количествах. Как считает Александр Прокопьев, общение в интернете – важная часть социализации подростка, которую тоже нужно учитывать при составлении плана на день.
Взгляд с трёх сторон
Перед четвертной аттестацией у многих школьников может упасть не только настроение, но и успеваемость. В режиме удалённой учёбы возрастает риск непонимания предмета, потому что в онлайне нет того уровня диалога, который был в классе.
– Дистант – непривычная ситуация, в которой ребёнок может потеряться, – рассказывает Александр Прокопьев. – Нужно разобраться с причинами, учитывая мнения трёх сторон: педагога, родителя и ребёнка. Не надо сразу же судить и критиковать, вводить ограничительные меры – это только ухудшит ситуацию.
Связь с учителем
Не последнюю роль в образовательном процессе играет и коммуникация с преподавателем, которую труднее поддерживать дистанционно. Необходимо наладить контакт с учителем и форму обратной связи, чтобы вопросы школьников не остались без ответов.
Разнообразие в помощь
Повысить концентрацию во время учёбы поможет банальная смена видов деятельности.
– Если у школьника снизилась успеваемость, ни в коем случае не стоит заставлять его сидеть за уроками весь день, – отмечает детский психолог екатеринбургской школы №1 Екатерина Ильина. – Между занятиями полезно делать физкульт-минутки, гулять на свежем воздухе. Каждый день должно быть время на любимые дела и хобби. Переключение способствует психологической разрядке и лучшему усвоению материала.
Без паники
Некоторые родители крайне обеспокоены обучением ребёнка на дистанте, но психолог уверен: такой сверхконтроль только нагнетает обстановку и мешает включиться в учёбу.
– Да, неправильно оставлять школьника без контроля со стороны. Но это должны быть не жёсткие ограничения, а создание комфортных границ, – говорит Александр Прокопьев.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №237 от 18.12.2020
Сюжет
Ситуация с коронавирусом в Свердловской области
Официальная информация о заболевших на Среднем Урале