Как школе стать лидером образования? 3D-принтеры спешат на помощь

3D-принтер

Фото: предоставлено Уральским центром 3D-технологий

Куда пойти учиться? «Туда, куда пойдут друзья», «Куда велят родители», «Куда пройду по баллам» — примерно так отвечает на этот вопрос большинство старшеклассников. Возможные последствия такого «выбора» — отчисление из университета, работа не по профессии или (что хуже) нелюбимая работа.

Звёзды на «образовательном небосклоне»

Исправить ситуацию могут (и должны) школы, предоставляя детям возможность учиться в профильных классах и развивая систему дополнительного образования. Например, внедрение и развитие аддитивных технологий, основой которых является работа на 3D-принтерах, поможет выявить и подготовить будущих инженеров, в которых так нуждается промышленный Урал и не только он.

В лицее № 128 Орджоникидзевского района Екатеринбурга — уже целая 3D-ферма! В настоящее время к услугам школьников и педагогов — целых 6 машин.

— Сейчас мы не представляем без них нашу жизнь, — говорит учитель черчения Оксана Бахтина.

Первый 3D-принтер учащиеся выиграли в 2014 году на техномарафоне. Учреждению, где углублённо занимаются черчением и информатикой, цифровое оборудование пришлось очень кстати. В рамках программы дополнительного образования ребята с головой погрузились в 3D-моделирование и 3D-печать.

Сегодня принтеры активно используются для подготовки к чемпионатам WorldSkills и JuniorSkills, в которых учащиеся 128-го лицея традиционно являются победителями.

Более того, машины оказались абсолютно незаменимы в проектной деятельности! На принтерах печатаются детали квадрокоптеров, манипуляторов и других плодов детского технического творчества.

Работая в системах автоматизированного проектирования (САПР), школьники создают прототипы изделий (отсюда и название навыка — прототипирование) и могут сразу же посмотреть, выполняют ли напечатанные детали возложенные на них задачи, собираются ли в единую систему, а при необходимости — внести изменения в конструкцию.

Заказы для 3D-принтера стали оставлять и педагоги. Например, учитель математики попросил напечатать геометрические фигуры. А сколько полезного можно сделать для урока биологии! Модели молекулы ДНК, клетки, внутренних органов и костей… С такими наглядными пособиями интерес к предмету наверняка возрастёт.

— Кубки, медали и сувениры для победителей и призёров многочисленных соревнований и конкурсов, которые проводит лицей, тоже моделируют и печатают дети, — продолжает Оксана Васильевна.

Ребятам — практика, а школьному бюджету — экономия.

И совершенно очевидно, что всё это — не напрасно. На сегодняшний день 80% выпускников лицея выбирают технические специальности, в том числе «Аддитивные технологии». Вне всякого сомнения, учреждение вносит большую лепту в воспитание нового поколения высококлассных инженеров, которым гарантирована интересная работа и достойная оплата труда!

— Школа, которая даёт реальную путёвку в будущее, наверняка станет популярной у родителей несовершеннолетних детей. А победы учеников в престижных конкурсах (в том же WorldSkills) выдвинут учреждение на позицию одной из главных достопримечательностей района, города, а может, и всей области! Такая школа станет яркой звёздочкой на образовательном небосклоне, — убеждён Юрий Переверзев, директор Уральского центра 3D-технологий, который уже поставил в ряд свердловских школ, включая лицей № 128, 3D-принтеры собственного производства.

Круче, чем лего

— 3D-принтер намного круче лего! — продолжает Юрий Олегович. — В случае с лего ты получаешь уже готовые детали и собираешь их по установленной схеме. Аддитивные технологии открывают более широкий простор для творчества.

Дело в том, что 3D-печать идёт в тесной связке с 3D-моделированием. Сначала нужно придумать вещь, «нарисовать» её в специальной компьютерной программе, а потом отправить на печать. Работая с цифровыми моделями, ребёнок развивает пространственное мышление; закрепляет знания, полученные на уроках геометрии и черчения; оттачивает навыки проектирования, моделирования и прототипирования...

Погружаясь в процесс производства, дети получают результат, который можно не только увидеть, но и потрогать. Идеи приобретают форму! При желании можно напечатать детали того же лего. Или придумать собственный конструктор. Ты — создатель в полном смысле слова! Как написал один поэт:

Ты знаешь, что такое 3D- принтер?

С ним чувствуешь себя подмастерьем бога!

— Цифровая модель — основа почти любого производства, — подчёркивают в Центре 3D-технологий. — А значит, 3D-моделирование — сквозной навык, который пригодится представителям многих профессий. Не только инженерам, но и архитекторам, дизайнерам, ювелирам… Этот навык востребован в кинематографе и производстве компьютерных игр. Перечислять можно долго.

Трудности выбора

Таким образом, 3D-принтеры в школах решают множество задач. Есть лишь одно «но». Точнее, два. Чтобы всё получилось, нужно а) приобрести надёжную машину и б) обучить основам 3D-моделирования и прототипирования учителей, которые уже понесут знания своим ученикам.

К сожалению, на покупке 3D-принтеров обожглись уже многие школы.

— Первой ошибкой будет купить машину, которая не поддаётся ремонту: если что-то сломается, то навсегда, — поясняет Юрий Переверзев. — Второй ошибкой будет приобрести 3D-принтер, который работает с пластиковой нитью только конкретного производителя. Ведь, как правило, эти расходные материалы продаются втридорога: по 4000—5000 руб./кг. Для образовательного учреждения это может стать большой проблемой. Для сравнения: средняя цена на нить — 900 руб./кг.

Ещё один важный нюанс — наличие техподдержки. Большинство покупает 3D-принтеры у перекупщиков, а это зачастую означает, что в случае поломки производителя либо вообще не найти, либо он есть, но далеко. Представим, что он находится в Москве. То есть покупателю придётся отправить машину туда за свой счёт и… ждать. Недели, месяцы – неизвестно.

Принтеры, которые производит Уральский центр 3D-технологий на площадке Технопарка высоких технологий Свердловской области «Университетский», обладают весомым преимуществом: за весьма разумную цену вы получаете надёжную машину, подлежащую ремонту и работающую с любыми «расходниками», а к ней — руководство, где раскрываются секреты печати. В числе бонусов — возможность беспроцентной рассрочки в течение 9 месяцев и год бесплатного техобслуживания.

— И мы не в Москве, мы — рядом! И сервисный центр, и склад пластика находятся в Екатеринбурге, — подчёркивает Юрий Олегович. — Более того. Если принтер выйдет из строя (это почти невероятно, но исключать нельзя), мы готовы заменить его на время ремонта новым, чтобы образовательный процесс не прекращался.

Неслучайно 3D-принтеры уральского производства пользуются спросом в школах не только Екатеринбурга, но и во всей Свердловской области.

Ключ от двери в цифровое будущее

Ну хорошо, купили мы цифровое оборудование. А кто будет учить детей на нём работать?

— Учителя, как правило, не имеют глубоких инженерных знаний, им негде набирать опыт моделирования, у них много других важных задач, — отмечает кандидат технических наук, сертифицированный эксперт WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн», доцент кафедры горных машинных комплексов Уральского государственного горного университета Наталья Савинова. — Учиться 3D-моделированию и прототипированию самостоятельно довольно сложно. Лучше делать это в месте, где уже выстроена система обучения, где смогут грамотно, сжато и быстро преподнести и теорию, и практику.

И такое место на Урале есть! Это всё тот же Центр 3D-технологий, который создавался как образовательная площадка для школьников, а сейчас обучает основам 3D-моделирования и 3D-печати педагогов и работников промышленных предприятий.

В распоряжении Центра — уникальная лаборатория, оснащённая 3D-сканерами, 3D-принтерами и мощными персональными компьютерами, позволяющими работать с различными программами по 3D-моделированию, прежде всего с инженерными САПРами.

Но главная ценность — кадры. Преподают дисциплины профессионалы с большим опытом. В их числе и Наталья Савинова.

Курсы — кратчайший путь к получению необходимых знаний и навыков!

— Ещё не весь мир понял, что он уже живёт в эпоху Четвёртой промышленной революции (индустрия 4.0). Россия, хоть и с некоторым опозданием, смело вошла в этот новый индустриальный уклад. Задача педагога — познакомить ребёнка с большим будущим и помочь ему найти себя в нём, — убеждён Юрий Переверзев.

Фото: предоставлено Уральским центром 3D-технологий

Словарик

Аддитивные технологии — передовое направление цифрового производства, связанное с печатью объектов на 3D-принтере.

3D-принтер — устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой модели.

САПР — системы автоматизированного проектирования в 2D и 3D, используемые для создания цифровых моделей, которые в последующем печатаются на 3D-принтерах.

Уральский центр 3D-технологий

Производство и обслуживание 3D-принтеров. Основы 3D-моделирования и 3D-печати.

Звоните прямо сейчас, чтобы узнать специальные условия: +8(800)500-18-11 или пишите на printer.expert@yandex.ru. Наш сайт: 3d-printer.expert

Опубликовано в №44 от 14.03.2019

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области