С 2013 года Россия переходит на одноканальное финансирование лечебных учреждений

Это — очередной шаг государства в модернизации здравоохранения. Что он даст больницам и поликлиникам? Каковы риски перехода? О чём говорит опыт регионов? Выиграют ли от новой системы больные? Эти и другие вопросы обсуждали участники «круглого стола», организованного журналом «Эксперт-Урал».

Сегодня лечебные учреждения финансируются из разных источников. С 1 января будущего года у них будет преимущественно один «кошелёк» — средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). За бюджетом останется только приобретение дорогостоящего оборудования и капремонт.

Вообще-то людям всё равно, откуда медучреждение берёт средства на их лечение. Главное — чтобы медицинская услуга была доступная и качественная. Участники «круглого стола» (представители областных министерств, страховых компаний, медучреждений, частных клиник) честно признали: «Если хорошо сработаем, население это почувствует... через три-четыре года».

Что же несёт с собой новый метод финансирования, который мы все с вами почувствуем через три-четыре года? Назывались такие плюсы, как то, что хозяйственные траты будут включаться в тариф на оказание медпомощи. Это значит, что реальные доходы больницы будут зависеть исключительно от количества и качества оказанных ею услуг. То есть она будет заинтересована принимать больше больных.

Предполагается, что новый финансовоёмкий тариф сделает систему ОМС привлекательной для частных лечебных учреждений, что повысит конкуренцию за пациента между государственными и коммерческими лечебницами. Другими словами, в системе одноканального финансирования через ОМС предложено (заставить не могут) принять участие медикам-частникам. По информации директора территориального ФОМС Свердловской области Валерия Шелякина, в нашей области согласие на это изъявили 28 частных медучреждений. С нового года это выразится в том, что заболевших граждан бесплатно пролечат в частной клинике, если какие-то её услуги (возможно, не все) оплачивает ТФОМС. И это не может не порадовать людей. Правда, цифра 28 на всю область — не так велика. Другие, видимо, выжидают, что из этой «благотворительности» получится.

Новая система финансирования даёт большую самостоятельность главным врачам поликлиник и больниц. Но и ответственность потребует немеряную. «Нужно понимать, что в условиях одноканального финансирования прийти в минздрав и попросить денег главврачи не смогут. Их задача — эффективно распределять имеющиеся средства», — предупредила замминистра здравоохранения Свердловской области Нонна Кивелева.

А областной министр финансов Галина Кулаченко предполагает, что какие-то медучреждения не впишутся в новую систему, к ним просто не пойдут пациенты.

Участники обсуждения назвали разные риски перехода на новую систему финансирования медучреждений. Пока непонятно, как в ней будет существовать «скорая помощь», которая сейчас вся на бюджете. ТФОМС платит только за застрахованных больных, а на «скорой» часто оказывают помощь людям «неизвестным» — без страховки, порой даже без имени.

Г.Кулаченко считает риском то обстоятельство, что здравоохранение Екатеринбурга осталось муниципальным. Н.Кивелева видит трудность в том, что руководители медучреждений не блещут финансовой грамотностью и умением самим принимать решения, их надо учить. А страховые компании не совсем доверяют частной медицине.

Обещание разработчиков новой системы, что она так вот сразу усилит конкуренцию между медучреждениями, вызывает у специалистов недоверчивую улыбку. О чём вообще речь, говорят они, если в Свердловской области конкуренция может проявиться только в пяти-десяти муниципалитетах, где есть несколько лечебниц. В большинстве случаев в райцентре одна ЦГБ, и у населения нет выбора.

Своим опытом участия в пилотном проекте по одноканальному финансированию медучреждений поделились директор ТФОМС Пермского края Вадим Бабин и первый заместитель генерального директора московской страховой компании РОСНО-МС с филиалом в Красноярской крае Юрий Бондарев. Бабин подчеркнул, что с 2007 года они видят в этой системе одни плюсы. В три раза увеличилось финансирование больниц. В проекте участвует уже 30 процентов частных клиник края. Бондарев заявил, что с 2009 года произошла как селекция медучреждений, так и селекция менеджмента. Другими словами, не все больницы и главврачи выплыли из этой рыночной реки. И оба отметили такой негатив, как большой рост документооборота.

Всего полуторамесячный опыт работы в новой системе у главврача Сысертской ЦГБ (областной пилотный проект) Андрея Чадова. Его выводы такие. Меняется планирование, меняется психология работников. Уже растёт количество бумаг. Главврачу даётся много свободы с финансами, но... «нельзя безраздельно в этом смысле доверять главврачам, нужен контроль. У больниц есть и социальная роль. Куда девать незастрахованных больных? Экстренные случаи не предугадаешь, как они будут оплачиваться?».

Как видим, у практиков пока больше вопросов, чем ответов.

Сюжет

Сокращенная помощь
Хроника оптимизации здравоохранения в Свердловской области.

Областная газета Свердловской области