Как не стать жертвой телефонных мошенников?

телефонные мошенники

Если при сомнительных звонках клиенты банков будут проявлять бдительность, то случаи телефонного мошенничества можно свести к минимуму. Фото: Павел Ворожцов

С началом лета на Среднем Урале активизировались телефонные мошенничества с банковскими картами. Злоумышленники звонят их владельцам и обманным путём выведывают реквизиты карты, а затем переводят на свои счета значительные денежные суммы. Корреспондент «Облгазеты» выяснил, как не попасться на уловки мошенников и сберечь свои деньги.

Звонки по картам

На днях с телефонными мошенниками столкнулся дизайнер «Облгазеты» Геннадий Богатырёв. Ему позвонила якобы сотрудница Сбербанка с сотового телефона, последние цифры которого заканчивались на 900 — именно такой номер у контактного центра этой финансово-кредитной организации. Звонок был по поводу 6 000 накопленных бонусов. Геннадию предложили перевести их на банковскую карту в виде реальных денег. Лжесотрудница банка обратилась к нему по фамилии, имени и отчеству, назвала полный номер карты, а в конце попросила назвать CVC-код – три цифры на обороте карты, которые используют для оплаты услуг и товаров в Интернете. Геннадий отказался. Тогда девушка положила трубку, но через пару минут звонок повторился. В этот раз мошенница уже была настойчивее и удивлённо спросила, неужели ему не нужны деньги.

– Видимо, перед ней была фотография моей карты. Но откуда она её взяла – непонятно, ведь такой информацией обладают только банковские работники, – говорит Геннадий Богатырёв. – После шестого звонка я связался со Сбербанком, и его специалисты сразу же заблокировали карту. Как я выяснил позднее, с моего стационарного компьютера взломали приложение Сбербанк-онлайн. Кто-то зарегистрировался в программе и зашёл под моим именем, а через пару минут начались звонки. Моих соседей по дому развели похожим образом на 6 000 рублей. А когда они спросили, где обещанные деньги, мошенники переадресовали их в отделение банка. Только тогда соседи поняли, что их обманули. Но они не стали писать заявление в полицию, посчитав, что сами виноваты.

С подобным случаем столкнулась другая жительница Екатеринбурга, пенсионерка Надежда Мальцева. Но на этот раз на обратном проводе был уже «сотрудник службы безопасности». Он сказал, что с её счёта якобы пытались снять 10 000 рублей, и предложил ей назвать CVC-код для блокировки карты. Однако пикантность ситуации заключалась в том, что на счету у пенсионерки было не более 50 рублей, и она как раз шла в отделение Сбербанка. Поэтому, когда она сказала об этом мошеннику, он тотчас же бросил телефонную трубку.

В полиции знают всё

Как пояснили в пресс-службе Уральского банка ПАО Сбербанк, в последнее время звонки от телефонных мошенников занимают одно из лидирующих мест среди киберпреступлений против клиентов банков. На это обратили внимание и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР).

– По статистике, наиболее часто мошенники звонят клиентам напрямую и представляются сотрудниками службы безопасности банка, Многофунционального центра или Пенсионного фонда, – отмечает директор по сервису УБРиР Майя Кантор. – Под предлогом остановить списания денег, произошедшие из-за сбоя в работе банка, мошенники просят сообщить им номер карты и пароли. А дальше дело за малым: средства выводятся со счетов клиента, и он остаётся ни с чем.

Полицейские тоже отмечают увеличение числа краж с банковских карт и преступлений, совершённых с использованием сотовой связи, Интернета и фиктивных электронных платежей. На их долю приходится почти половина всех регистрируемых в Свердловской области случаев мошенничества.

По словам начальника пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерия Горелых, только с начала 2019 года на территории нашего региона зарегистрировано 1 401 мошенничество различных видов. В полицию Екатеринбурга же с января по сентябрь прошлого года поступило 870 заявлений о мошенничестве – за аналогичный период 2017 года их было на 143 меньше. Несмотря на то, что бесконтактные формы мошенничества сложнее расследовать, их раскрываемость постоянно растёт: в 2018 году она составила около 47 процентов против 31 процента годом ранее.

Кто поможет?

Чаще всего жертвами телефонных мошенников становятся пожилые люди старше 60 лет: они более доверчивы в силу своего воспитания. Но бывает, что на уловки мошенников попадаются и клиенты банков в возрасте 20–40 лет. По мнению Майи Кантор, причина этого кроется в беспечности людей и невысоком уровне финансовой грамотности.

Кроме того, в разговоре с владельцами банковских карт мошенники используют приёмы социальной инженерии – незаконного метода получения информации, при котором человек сам предоставляет все конфиденциальные сведения о карте. Если раньше большинство преступлений в этой сфере совершали одиночки из мест лишения свободы, то сегодня орудуют хорошо организованные преступные группы. И они прекрасно разбираются в человеческой психологии и методах воздействия на неё. Так, потенциальным жертвам звонят молодые девушки и мужчины с хорошо поставленным голосом и прекрасной дикцией. А на заднем фоне во время разговора слышен гул контактного центра — мошенники имитируют и его. Номера телефонов и пластиковых карт мошенники находят в банковских базах данных, которые взламывают хакеры или сливают нечестные сотрудники финансовых учреждений.

– Такая преступная группа была сформирована на территории одной из исправительных колоний Уральского региона, – рассказывает «Облгазете» Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. – Не брезгуют заниматься этим и бывшие сотрудники банков. А порой граждан обманывают случайные люди, которые изучили эту мошенническую схему и поняли, как снимать деньги с чужих счетов.

Татьяна Мерзлякова отмечает, что полиция зачастую не занимается расследованием телефонных мошенничеств, если с карты списана небольшая сумма. Сейчас у неё на контроле находятся дела в отношении двух студентов, у которых украли по 2 000 рублей. Полицейские работают, но до сих пор не вышли на след предполагаемых преступников. Есть у омбудсмена вопросы и к работе банков.

– Когда человек приходит в офис оформить кредит или получить дебетовую карту, то сотрудники банка с ним всегда вежливы и уступчивы, – говорит Татьяна Мерзлякова. – Но как только разговор заходит про телефонное мошенничество, то банки перекладывают вину за незаконное списание денег на клиентов. Если ни в полиции, ни в банке никто вам не помогает, смело обращайтесь к нам. Несколько раз в месяц правозащитники из Свердловской областной экономической коллегии адвокатов проводят на нашей площадке бесплатные консультации. Они подробно и качественно объясняют, как вернуть свои деньги. И такие случаи для нас не редкость.

МЕЖДУ ТЕМ

Директор по сервису УБРиР Майя Кантор рассказала, как не стать жертвой телефонного мошенничества:

  • Если вам прислали СМС, в котором предупреждают о блокировке вашей карты, ни в коем случае не отвечайте и не перезванивайте по этому номеру. Если сомневаетесь в правдивости поступившей информации, позвоните в службу поддержки или задайте вопрос в официальных сообществах вашего банка в соцсетях.
  • Если мошенники вам звонят, представляясь сотрудником службы безопасности банка, не вступайте с ними в диалог, а сразу завершайте разговор. Помните: сотрудник банка никогда не будет просить у вас номер карты и тем более ПИН-код.
  • Сообщать пароли и данные своей банковской карты нельзя никому. Не поддавайтесь на провокации, лучше сразу свяжитесь с вашим банком по номеру телефона, указанному на карте, и уточните всю информацию.
  • Опубликовано в №125 от 18.07.2019 под заголовком «Алло! На связи мошенники»
Областная газета Свердловской области