Депутат Государственной Думы РФ Сергей Гаврилов: силу России даёт многоконфессиональность

глава думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Межпарламентской ассамблеи православия Сергей Гаврилов

Сергей Гаврилов убеждён, что искусственно навязанные народу церкви нежизнеспособны. Фото: Алексей Кунилов

В марте комитет Государственной думы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений проведёт своё единственное в 2019 году выездное заседание в Екатеринбурге. В преддверии этого события «Областная газета» поговорила с его председателем Сергеем ГАВРИЛОВЫМ о том, как сегодня в политических целях используют религию и почему Россия остаётся устойчива к вмешательству извне.

Старт расколу

Русская православная церковь недавно испытала потрясение, равное тому, что случилось три века назад. Что же привело к украинскому расколу?

– Вся эта история с Томосом Украине на 99 процентов носит политический характер – вопрос дипломатии, а не веры. И связана она не столько с предвыборной ситуацией на Украине, сколько с усилением противостояния американского и европейского истеблишмента с Россией в контексте усиления антироссийских санкций, сдерживания, выдавливания, изолирования и изоляции нашей страны.

На Украине сейчас отрабатывается технология выстраивания квазирелигиозных организаций экстремистского толка, деятельность которых направлена, с одной стороны, на подавление прав верующих канонической церкви, раскол наших народов, наших церквей, а с другой – на манипулирование массовым сознанием христиан. Такие попытки уже были прежде – например, униатство... Во время Великой Отечественной войны фашистские власти пытались создать квазирелигиозную организацию.

Украина даёт международные обязательства в области защиты прав человека и невмешательства в дела религиозных общин. Но происходит обратное…

– По сути – это реинкарнация религиозных проектов Германии в 30-е годы прошлого века. Создаёт опасение, поскольку используется американский опыт. А ведь не без участия за-океанских кругов были созданы экстремистские течения в исламе. Технологии, использованные на Ближнем Востоке, будут распространяться и на Украине, в рамках так называемого квазихристианства.

Раскол православия ограничится Украиной или это лишь его стартовая точка?

– Управление из-за океана угрожает впоследствии раскалывать религиозное единство народов и стран Балкан – Черногории и Македонии. Будут предприняты попытки шантажировать православный мир и независимые автокефальные церкви, в том числе Антиохийскую, провоцировать и дальше раскол. Сегодня многие патриархи опасаются, что опыт цветных революций может быть распространён и на церкви – например, на Александрийскую. В Африке служба ведётся на множестве наречий – может быть создан десяток квазирелигиозных организаций. Это приведёт к ожесточённой межклановой религиозной межнациональной войне, которая может вестись под православными лозунгами, что вдвойне опасно.

Манипуляция сектами

Экстремистским будут не только исламские секты, но и христианские?

– Сейчас в мире реализуются задачи по ослаблению христианства и православия, в частности: снижение его значения, превращение единства православного мира в массу разрозненных полупризнанных церквей, часть из которых и будет носить экстремистский характер. Опыт Украины – не пример к подражанию для цивилизованных стран.

Сегодня в мире есть силы, которые считают опасным растущую привлекательность России как центра православия, как страны, которая поддерживает традиционные христианские ценности, где в мире сосуществуют сразу несколько конфессий. Немало европейцев рассматривают Россию как полюс, противостоящий политике экстремизма, цветным революциям, – как образец христианского государства. Проекты расколоть православие – это попытки опорочить Россию, изолировать её и выдавить из христианского мира. Но это обречённая политика. Политические религиозные проекты, которые создают в политических целях, долго не живут.

И у православия был такой опыт…

– И Ватикан, и Константинополь поддерживали движение обновленцев в России столетней давности – тогда тоже казалось, что русская церковь обречена. Что вслед за некоторыми иерархами церкви и народ уйдёт в раскол. Обновленчество сулило массу соблазнов – использование современного языка на службе, облегчение моральных требований, принципов и норм. Однако прошло 100 лет – и нет ни одного обновленца.

Теперь как воспринимать Афон православному человеку в России?

– В истории Византии были и более драматичные страницы. Немало константинопольских патриархов уходило в ересь, вероотступничество, предавало интересы христианства по разным причинам – культурным, финансовым, спасения жизни, из-за соблазнов. Бывало такое и на Афоне. Сейчас не происходит ничего нового, стоит относиться к этому более философски.

Сохранить мир

В Свердловской области насчитывается 167 национальностей. Не один век мы живём мирно, сохраняя интересы разных народов и традиций. Как и дальше сохранить равновесие в стране?

– Это основная задача и религиозной политики, а не только внутренней политики нашего государства. Соработничество основных традиционных конфессий в России является фактором не слабости, не угрозы сепаратизма, а фактором силы нашей страны. Во времена нашествий, нападений на Отечество проявлялось единство нашего многонационального и многоконфессионального российского народа, который вставал на защиту Родины.

В России выработан уникальный для мира механизм взаимодействия традиционных религий. Такого нет ни в Штатах, ни в Европе, где плавильные котлы не играют своей роли. Взаимообогащение наших культур приводит к прочности, эффективности и прогрессу в развитии их отношений.

Есть и другие страны с уникальным опытом взаимодействия религий?

– Сирия в другой пропорции, но тоже была светским государством, где люди не акцентировали свою национальность или религиозную принадлежность, но в течение тысяч лет накопили традиции взаимодействия конфессий. Недаром верховный муфтий Сирии часто говорит, что все сирийцы во многом христиане, а в прошлом – уж точно христиане. Для сирийского народа христианские драмы и праздники – общие драмы и праздники. Несмотря на попытки реализовать в Сирии дикий проект радикального исламизма, экспортированный из стран Залива на чужеземные деньги, он провалился.

Досье «Облгазеты»

Сергей ГАВРИЛОВ родился в 1966 г. в Туле. В 1989 г. окончил МГУ, в 2002 г. – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук. Работал советником гендиректора ФГУП «Российская самолётостроительная корпорация МиГ», советником гендиректора ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество». Депутат Госдумы пятого, шестого и седьмого созывов (с 2007 г.).

  • Опубликовано в №37 от 01.03.2019 под заголовком «Силу России даёт многоконфессиональность»
Областная газета Свердловской области