На Урале создали прибор неразрушающего контроля

Опубликовано в №216 от 24.11.2015

Учёные из Института физики металлов Уральского отделения РАН разработали и начали производство инновационного прибора неразрушающего контроля. С помощью него можно узнать о состоянии деталей, механизмов или сооружений, не прерывая их работу и не демонтируя.

Новизна прибора состоит в том, что он может анализировать состояние объекта сразу по нескольким параметрам, а не по одному, как многие другие подобные аппараты, а также может реализовать два вида контроля: магнитный и вихретоковый.

– Сам прибор весит не более четырёх килограммов, в комплекте к нему идут два преобразователя – вихретоковый и магнитный, – рассказал «ОГ» главный научный сотрудник Института физики металлов УрО РАН Владимир Костин. – Прибор достаточно мобильный, его можно использовать и в цеху, и в полевых условиях, например, при контроле состояния газонефтепроводов. Но, несмотря на компактность, он решает широкий круг задач. С помощью этого аппарата можно контролировать качество термической обработки вновь изготавливаемых изделий или состояние изделий, которые эксплуатируются в сложных условиях, например, при климатических или радиационных воздействиях.

Оборудование основано на цифровых технологиях. В процессе работы прибор локально определяет магнитные свойства вещества, и по целому комплексу параметров учёные делают заключение о состоянии объекта. В результате можно обнаружить брак, дефекты, поверхностные трещины или расслоения.

Прототип нового аппарата учёные выпустили в прошлом году, его уже купил Уралвагонзавод и активно использует. Полностью работа была завершена всего три месяца назад. Один экземпляр заказали учёные из Тюменского нефтегазового университета, им он нужен для контроля состояния нефтепроводов, работающих в сложных климатических условиях.

Новости науки
Последние новости уральской науки: открытия и разработки местных учёных, их достижения и информация о последних исследованиях.