Полёты на Луну начнутся с Урала

По словам Льва Бельского, Луна — это промежуточная точка на пути к Марсу, поэтому полёт к ней так важен для российской космонавтики. Фото: Владимир Мартьянов

По словам Льва Бельского, Луна — это промежуточная точка на пути к Марсу, поэтому полёт к ней так важен для российской космонавтики. Фото: Владимир Мартьянов

Сегодня исполняется 18 лет с начала работы Международной космической станции на орбите Земли. К созданию Международной космической станции (МКС) приложили руки ведущие научные организации России, США, Японии и Европы. С 2015 года в программе полётов к станции участвует и уральское НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова. О вкладе уральцев в работу МКС и перспективах освоения космоса «Областной газете» рассказал заместитель генерального директора НПО автоматики по ракетно-космической тематике Лев БЕЛЬСКИЙ.

– Есть ли вклад Среднего Урала в реализацию проекта МКС?

– Прямого участия в этой программе наш регион не принимает, но мы занимаемся обслуживанием МКС: с 2015 года мы запустили к станции четыре грузовых корабля «Прогресс». Они стартовали на ракете-носителе «Союз-2», для которой НПО автоматики делает систему управления. Всю остальную программу, и пилотируемую в том числе, пока обеспечивает устаревшая ракета «Союз-ФГ» (11 октября такая потерпела крушение на космодроме Байконур с экипажем на борту – подробнее о причинах см. стр. I).  Однако к середине 2020 года космонавтов на станцию планируют доставлять на ракетах «Союз-2». Чтобы получить сертификат на пилотируемые полёты, нам предстоит запустить ещё несколько «грузовиков» на «Союзе-2».

Ракета-носитель «Союз-2», систему управления которой разработало уральское НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова
После полёта на Луну российские ракеты отправятся к Марсу. Фото: Пресс-служба Роскосмоса

– В лунной программе вы тоже принимает участие?

– Да. На данный момент есть два направления её развития. Первое — это исследование Луны с помощью автоматических межпланетных станций в начале 2020-х годов. Сейчас московское НПО имени Лавочкина работает над очередными лунными станциями — «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб». Программа «Луна-Ресурс» предусматривает посадку зонда на поверхность спутника. Мы сейчас как раз прорабатываем системы управления для этого модуля. Задача сложная, но очень интересная: найти на поверхности Луны место, свободное от кратеров, больших ям и возвышенностей, и обеспечить посадку станции на эту площадку.

Второе направление — это шаг к пилотируемой экспедиции на Луну. В первую очередь это создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, которая должна полететь в космос ориентировочно в 2028 году. В начале этого года Президент России Владимир Путин одобрил идею создания такой ракеты. Роскосмос уже развернул работы по ней, но создание эскизного проекта предусмотрено только в конце следующего года. Пока вопрос об участии НПО автоматики в этом проекте не решён. Но мы надеемся на это: наши специалисты готовы и морально, и технически.

Ракета-носитель «Союз-2», систему управления которой разработало уральское НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова
К середине 2020 года космонавтов на МКС планируют доставлять с помощью ракеты-носителя «Союз-2». Фото: Пресс-служба Роскосмоса

– СССР был первой в мире страной, посадившей в 1966 году станцию на поверхность Луны, но через 11 лет полёты к ней прекратили. Почему мы вернулись к лунной программе только сейчас?

– В настоящее время задачи по освоению Луны стали более конкретными, направленными на пилотируемую экспедицию. Ведь до недавнего времени у учёных была абсолютная уверенность в том, что воды на нашем спутнике нет. Сейчас же мы знаем, что на Луне есть обширные залежи льда. И одна из задач нашего «автомата», который сядет на Луну, – это бурение грунта. Причём не на несколько сантиметров, а на глубину до двух метров. Мы планируем обнаружить воду под лунной поверхностью и доставить образцы грунта на Землю.

– А в будущем — построить на Луне космические базы?

– Конечно. Наши американские коллеги относятся к этому делу очень внимательно и прорабатывают массу различных вариантов создания лунного городка. В их проекте есть и надувные конструкции, и установки для получения воды, и установки для разложения воды на кислород и водород. 

– Есть вероятность, что мы опередим?

– Ещё бы определиться, кого опережать. На сегодняшний день кроме США и России появились Китай и Индия, у которых существуют не менее амбициозные проекты по освоению космоса. Так что количество желающих обосноваться на Луне растёт. Научный потенциал у России ничуть не хуже, чем у США, а вот с технологической базой проблемы. В отличие от американских коллег, которые могут буквально с полки достать любые приборы и сделать из них космический зонд, нашим специалистам приходится действовать в условиях ограниченного бюджета и прикладывать мозги, чтобы построить недорогой, но столь же эффективный аппарат. С учётом тех работ, которые мы проводим с лунным модулем, есть надежда, что рано или поздно мы их обгоним.

  • Опубликовано в №202 от 02.11.2018
Областная газета Свердловской области