Китай будет предоставлять услуги спутниковой навигации всему миру

Китайская система спутниковой навигации «Бэйдоу».

Национальная инженерная лаборатория транспортной безопасности КНР отслеживает применение системы «Бэйдоу» в логистических цепочках по всему миру. Фото: Станислав Мищенко

В минувшую пятницу в Пекине Председатель КНР Си Цзиньпин официально сообщил о запуске новейшей отечественной системы спутниковой навигации «Бэйдоу». К этому шагу Китай шёл 20 лет: последний 55-й спутник серии «Бэйдоу-3» успешно стартовал 23 июня с космодрома Сичан. Теперь КНР будет предоставлять навигационные услуги абонентам по всему миру наравне с российской системой ГЛОНАСС, американской GPS и европейской Galileo.

Во имя человечества

Китайская навигационная система создавалась в три этапа. Первый спутник «Бейдоу» был запущен ещё в октябре 2000 года: тогда было завершено формирование первой фазы системы, охватывающей территорию КНР. Ещё через 12 лет учёные и инженеры расширили её покрытие до Азиатско-Тихоокеанского региона. А уже в нынешнем году «Бэйдоу» стала глобальной.

Сейчас действующая орбитальная группировка системы «Бэйдоу» насчитывает 35 спутников: 27 космических аппаратов на средней околоземной орбите, 5 – на геостационарной и 3 — на геосинхронной. Это означает, что «Бэйдоу» покрывает весь земной шар в каждой его точке при любых метеоусловиях.

– Группировка трёх околоземных орбит позволяет нашей навигационной системе работать в глобальном масштабе, предоставляя качественные навигационные данные пользователям в Китае и за его пределами, а также предлагать другие уникальные сервисы, – рассказал после торжественного запуска системы главный конструктор спутников «Бэйдоу-3» Ван Пин.

По словам официального представителя МИД КНР господина Ван Вэньбиня, уже свыше 200 стран и регионов входят в зону покрытия «Бэйдоу». При этом более половины государств в мире уже начали использовать китайскую навигационную систему после её запуска: ежедневно 100 миллионам пользователей оказывается 200 миллионов различных спутниковых услуг.

– Китай готов на основе принципов взаимного уважения, открытости и инклюзивности, равенства и взаимной выгоды активизировать сотрудничество с другими странами в космосе и совместно использовать плоды аэрокосмического развития, – отметил господин Ван Вэньбинь. – Усилия КНР в космической области являются важной частью мирного освоения и использования человечеством космического пространства. Китай готов внести свой вклад в развитие человеческой цивилизации и социального прогресса, в построение сообщества единой судьбы человечества.

Услуги для всего мира

Слово «Бэйдоу» переводится с китайского как «Северный ковш» – так в Китае называют созвездие Большая Медведица. Такое название для навигационной системы выбрано неслучайно: в древности главным ориентиром на местности для моряков и путешественников была Полярная звезда, расположенная в созвездии Малая Медведица. Теперь на смену ей пришла система «Бэйдоу», которая быстрее и точнее позволяет определить координаты пассажирского поезда, океанского лайнера или личного автомобиля.

Но одной лишь навигацией и геопозиционированием с точностью до миллиметров услуги системы «Бэйдоу» не ограничиваются. Ещё один важный аспект её применения — коммуникация. Система поддерживает смартфоны с технологией 5G крупнейших азиатских брендов, например, Huawei. С помощью «Бэйдоу» пользователи по всему миру уже сейчас могут отправлять друг другу текстовые сообщения длиной до тысячи китайских иероглифов. А в будущем система будет интегрирована с Интернетом вещей и Большими данными, что позволит предоставлять точную информацию о местоположении и времени для различных отраслей экономики – интеллектуального транспорта, сельского хозяйства, электронной коммерции и беспилотной авиации.

– Перспективные области применения навигационной системы — это диспетчеризация электроснабжения, метеопрогнозирование, производство мобильных терминалов, предотвращение и ликвидация стихийных бедствий, – рассказал инженер Центра международного сотрудничества Китайской канцелярии по спутниковой навигации Чжен И. – «Бэйдоу» широко распространена на массовом рынке Китая и во многом изменяет способ производства и привычный образ жизни наших граждан. Система стала составляющей частью национальной путевой инфраструктуры и внесла заметные социально-экономические новшества в её развитие.

К примеру, в прошлом году КНР, Кыргызстан и Узбекистан впервые опробовали систему «Бэйдоу» для отслеживания международных грузовых перевозок на территории Центральной Азии. Опыт оказался удачным, и в настоящее время поезда, следующие по маршруту Китай-Европа, успешно используют службы спутникового позиционирования. Они предоставляют информацию о местонахождении перевозимых товаров в режиме реального времени. Такое применение эффективно содействует быстрому развитию торговли с центральноазиатскими и европейскими странами вдоль железнодорожной магистрали.

«Бэйдоу» и ГЛОНАСС

Другой отличительной особенностью системы «Бэйдоу» является её совместимость со спутниковыми навигационными системами других стран, в частности, с российской ГЛОНАСС. Китай активно взаимодействует с Россией по вопросам развития спутниковых технологий: в 2016 году в рамках механизма регулярных встреч глав правительств обеих стран был сформирован Комитет проектов по базовому технологическому сотрудничеству в области спутниковой навигации.

– В настоящее время сотрудничество между спутниковыми системами «Бейдоу» и ГЛОНАСС продолжается по всем направлениям, – отметил вице-руководитель Китайской канцелярии по спутниковой навигации Тя Фун. – Мы совместно применяем обе системы для мониторинга и оценки природных ситуаций, для контроля за перемещением автотранспорта через наши границы, а также вместе строим и используем наземную инфраструктуру для более точного геопозиционирования вдоль маршрута «Один пояс — один путь». Кроме того, мы постоянно обмениваемся специалистами и обучаем их работе с нашим оборудованием.

Отдельного разговора заслуживает сотрудничество России и Китая по предоставлению наземной инфраструктуры для стабильной работы навигационных спутников. Когда сигналы от космических аппаратов передаются с орбиты на Землю, то появляются погрешности в определении местоположения объектов на поверхности планеты. Система дифференциальной коррекции способна уменьшать эти погрешности при помощи наземных измерительных станций, которые увеличивают точность сигнала до нескольких миллиметров. За счёт этого можно повысить эффективность многих технологических процессов, а порой и спасти человеческие жизни.

– В Китае систему «Бэйдоу» повсеместно устанавливают на личный автотранспорт для обеспечения безопасности дорожного движения, – сказал директор подразделения спутниковой навигации Китайской северной промышленной корпорации Чжан Шу. – На данный момент в стране оборудованы собственной навигацией более 65 миллионов машин. С помощью «Бэйдоу» можно круглосуточно отслеживать их техническое состояние и замечать потенциальные неисправности. После того, как система была введена в эксплуатацию, число превышений скорости на дорогах, нарушений дистанции и других опасных действий намного уменьшилось, а вслед за этим снизился и уровень смертности в автомобильных авариях.

  • Опубликовано в №142  от 06.08.2020 

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области