Иногда они возвращаются

Екатерина Завьялова, несмотря на дисквалификацию, сумела сохранить главную награду — бронзу Олимпиады-2012. Фото: Владимир Васильев

Екатерина Завьялова, несмотря на дисквалификацию, сумела сохранить главную награду — бронзу Олимпиады-2012. Фото: Владимир Васильев

Через месяц заканчивается допинговая дисквалификация бронзового призёра Олимпиады-2012 в беге на 800 м екатеринбурженки Екатерины Завьяловой (Поистоговой). При этом спортсменка никогда не употребляла запрещённых препаратов и не пользовалась запрещёнными в спорте методами. Её единственная доказанная вина — слова, снятые на скрытую камеру.

Российская лёгкая атлетика саморазрушалась на протяжении многих лет. Допинговые скандалы в стане нашей команды происходили регулярно. Только по итогам Игр в Афинах-2004, Пекине-2008 и Лондоне-2012 из-за употребления запрещённых препаратов свои медали потеряли уже более полутора десятков российских легкоатлетов. Особняком стоят мордовские ходоки, которые, кажется, уже неразрывно связаны с темой допинга.

Но глобально за «королеву спорта» блюстители антидопинговой чистоты взялись после фильмов немецкого журналиста Хайо Зеппельта. Была создана независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA), куда вошли экс-вице-президент Международного олимпийского комитета канадец Дик Паунд, глава отдела киберпреступности криминальной полиции Баварии Гюнтер Юнгер и большой друг отечественного спорта канадский юрист Ричард Макларен. По итогам их расследования, в частности, была приостановлена аккредитация московской лаборатории Российского антидопингового агентства (РУСАДА), приостановлено членство Всероссийский федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) в Международной федерации легкоатлетических ассоциаций (IAAF), что автоматически повлекло отстранение россиян от участия во всех международных стартах (включая Игры-2016 в Рио). Кроме того, подал в отставку, а затем и вовсе покинул страну директор «Антидопингового центра» Григорий Родченков.

В ситуации всеобъемлющего легкоатлетического ада, когда в употреблении допинга подозревались чуть ли не все россияне, кто двигался со скоростью выше 4 км/ч, пострадавших в результате работы комиссии WADA спортсменов никто уже не считал. В разработку попала и Екатерина Завьялова (Поистогова). Впервые её имя было упомянуто во второй половине 2015-го в одной из серий фильма Зеппельта о допинге в российском спорте. В картине, частично составленной из съёмок скрытой камерой другой легкоатлеткой Юлией Степановой, Завьялова (Поистогова) в частной беседе якобы демонстрирует свои знания в вопросах употребления допинга. Это видео послужило основанием для того, чтобы IAAF ещё в августе 2015-го возбудила дело против екатеринбургской легкоатлетки и передала его на рассмотрение РУСАДА. Но в ноябре, когда начался, по сути, разгром ВФЛА и РУСАДА, делом вновь занялась IAAF, которая весной 2016 года на основании видео предложила дисквалифицировать Поистогову (Завьялову) на четыре года, фактически вынуждая её завершить свою карьеру. С этим требованием представители IAAF обратились в Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне.

— Изначально в своём докладе Паунд с Маклареном и вовсе предлагали дисквалифицировать Катю пожизненно, видимо, позабыв о существовании Всемирного антидопингового кодекса, где есть определённые санкции за определённые нарушения, — прокомментировал «ОГ» известный спортивный юрист и адвокат спортсменки Артём Пацев. — Непосредственно перед заседанием CAS в сентябре прошлого года IAAF попыталась усилить свою позицию, представив якобы «вновь выявленные доказательства» Катиных нарушений — в виде информации, полученной от команды Макларена, к тому времени уже работавшему над своими собственными докладами. Они представили какие-то выдержки из родченковских файлов Excel и пытались сказать, что этим доказываются нарушения Завьяловой (Поистоговой). При этом, стоит уточнить, к самим допинг-пробам, а также биологическому или стероидному паспортам Екатерины никогда ни у кого претензий не возникало.

Соответственно, CAS посчитал новые доказательства весьма слабыми. Но за что арбитры уцепились, так это за одну из аудиозаписей Степановой, на которой Екатерина якобы (по мнению арбитров) произнесла слово «оксандролон» (название запрещённого препарата). Хотя, как утверждает Пацев, даже полной законченной фразы на видео расслышать невозможно. Но CAS решил, что её вина в употреблении этого вещества подтверждена. За это Завьялова (Поистогова) получила два года дисквалификации.

— CAS тоже можно понять, — объясняет адвокат. — Девушка в расцвете своих спортивных сил сидела к моменту вынесения решения во временном отстранении почти полтора года (с 24 августа 2015 года). Если бы её полностью оправдали, то и IAAF, и Паунд с Маклареном сели бы в большую лужу, а Катя получила бы право требовать огромных компенсаций с IAAF за необоснованное временное отстранение и пропуск более полутора лет!

Так или иначе, но буквально через месяц Завьялова (Поистогова) вновь сможет выйти на старт официальных соревнований. Пока же она вынуждена тренироваться отдельно от любых команд, вне стадионов.

— Дисквалификация подразумевает, что Катя не может не только соревноваться, но и тренироваться с какими-то спортивными группами, — сказал в разговоре с «ОГ» директор екатеринбургского легкоатлетического спортклуба «Луч» Рафаил Карманов. — Она не появляется на беговой дорожке — не дай бог, её кто-то сфотографирует и отправит снимок в WADA. При желании это можно будет расценить как нарушение запрета.

Но уже 24 августа она вновь станет полноправным членом команды. Об её участии в зарубежных стартах в условиях продолжающегося отстранения российской лёгкой атлетики речь пока не идёт. А вот на внутрироссийских соревнованиях, по словам Карманова, мы её сможем увидеть уже в начале сентября в Сочи на чемпионате России по эстафетному бегу.

  • Опубликовано в №132 от 22.07.2017
Областная газета Свердловской области