Почему Россия безропотно принимает наказание МОК

Перед чистыми российскими спортсменами, желающими выступить на Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане, Международный олимпийский комитет выстроил бюрократический забор. Фото: Андрей Каща

Перед чистыми российскими спортсменами, желающими выступить на Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане, Международный олимпийский комитет выстроил бюрократический забор. Фото: Андрей Каща

Решение МОК, объявленное на пресс-конференции поздним вечером во вторник, кажется, совсем никого не удивило. Даже люди, узнающие о спорте краем уха из выпусков новостей, иного и не ожидали.

Никто не отрицает того, что проблема с допингом в российском спорте существует. И президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуковсвоими публичными извинениями после позавчерашнего исполкома Международного олимпийского комитета (МОК) лишний раз подтвердил — виноваты. То есть с теми спортсменами, в пробах которых обнаружены недозволенные вещества, вроде бы всё ясно. Но меня в этой истории смущает та её часть, которая касается царапин, незакрученных крышек и прочего, якобы свидетельствующего о масштабной кампании по применению допинга, имеющей государственную поддержку.

Тут всё, как в скверной и бессмысленной семейной ссоре. «Негодяй, я всё знаю!» — в праведном гневе кричит жена. «Дорогая, ты всё неправильно поняла, ничего не было», — отвечает несколько смущённый, но сохраняющий невозмутимый вид муж. «У нас есть доказательства», — заявляет глава комиссии МОК Самуэль Шмид. За ним то же самое повторяет президент МОК Томас Бах. Так где же они, чёрт возьми? Градус недовольства деятельностью спортивного вице-премьера Виталия Мутко и так невероятно высок. Предъявите эти убедившие вас доказательства, чтобы и мы все поверили в существование допинговой политики, и Виталию Леонтьевичу пришлось бы, спасаясь от народного гнева, покидать рабочее место, переодевшись в женское платье.

…Но нет таких доказательств. И акция, начинавшаяся в своё время как праведный суд, окончательно превратилась в сомнительное судилище. И свидетельствует оно уже не столько о проблеме допинга в России, сколько о глубоком системном кризисе в самом МОК. Это как в комедии Георгия Данелии«Орёл и решка: «А он потребует, чтобы ты извинился». — «Извинюсь, не сахарный». — «А он тебе скажет: «На колени встань». — «Встану. Ботинки лизать буду, шнурки зубами развязывать». — «А он тебе скажет: «Пей воду из унитаза»… — «Да пошёл ты, сам пей воду из унитаза», — бросает главный герой, едва увидев того самого собеседника, предстоящий диалог с которым только что так тщательно моделировался.

Самый, пожалуй, частый вопрос этих дней: «Сколько ещё будут унижать наших спорт-сменов, нашу страну?». Ответ прост — ровно столько, сколько мы сами будем позволять себя унижать. В тот момент, когда стало понятно, что ни о каком «лозаннском правосудии» речи уже не идёт, можно и нужно было показать оппонентам их место. Вместо того, чтобы с овечьей покорностью дожидаться решения МОК, стоило самим заявить: «Граждане борцы с допингом, вы же прекрасно понимаете, что Олимпиада без российских спортсменов — это полная фигня, её победителям и призёрам всю оставшуюся жизнь будут напоминать, что медали они завоевали в условиях искусственно заниженной конкуренции. Идеалы Пьера де Кубертена давно отправлены в музей, сегодня Олимпиада — это большой бизнес, без России телеаудитория сократится на десятки миллионов человек, что вряд ли понравится рекламодателям. Так вот, давайте разговаривать по-взрослому. Немедленно снимайте дисквалификации со всех спортсменов, вся вина которых состоит лишь в непонятно кем поставленных царапинах на бутылках и прочих столь же тяжких преступлениях, и тогда МЫ дадим согласие на участие в Играх».

Весь смысл олимпийских побед, как говорят многие спортсмены, именно в том, чтобы в честь твоего триумфа подняли флаг страны, чтобы прозвучал её гимн. Я прекрасно понимаю тех, кто говорит, что шёл к Олимпиаде всю жизнь, и сейчас готов выступать на ней на любых условиях. Только того праздника спорта, к которому они годами стремились, уже не будет.

Есть и ещё один важный момент. Многие наши спортсмены — военнослужащие, и даже офицеры, дававшие присягу. Они-то как будут отказываться от того флага, которому присягали?

«ОГ» пыталась выяснить мнение биатлониста Антона Шипулина о выступлении на Олимпиаде под нейтральным флагом. Но он оказался недоступен для комментариев. Мы продолжим следить за развитием событий.

Выступать ли под нейтральным флагом?

Мнения за

Василий Уткин, известный спортивный комментатор и журналист (на своей странице в «Твиттере»):

— А страну представляют люди. И они — самое ценное, что есть у страны. А не флаг, который менялся за сто лет четырежды, и не гимн — сколько раз?.. Кусок самой прекрасной ткани и звуки самой-самой музыки не представят нас так, как наши люди. Отправьте спортсменов на Олимпиаду.

Илья Ковальчук, нападающий сборной России по хоккею (Сhampionat.com):

— Ехать на Олимпиаду надо обязательно! Отказаться — значит, сдаться. Все прекрасно понимаем, что решение МОК — чистая политика, и против кого именно она направлена. В принципе, было понятно, что будет такое решение. Но если спортсмены туда поедут, это сплотит страну. Все «чистые» спортсмены должны ехать. Для многих это будут последние Игры, и возможности попасть на Олимпиаду у них больше не будет.

Андрей Созин, первый вице-президент Федерации кёрлинга России (Сhampionat.com):

— Градус дискуссий вокруг Олимпиады всё выше и выше, но я ещё не услышал от кого-то взвешенного решения. На мой взгляд, ехать на Олимпиаду надо. Под каким это будет флагом, гимном или ветром — неважно. Главное, чтобы Родина была в душе, чтобы у спортсменов в душе играл гимн и был флаг. Не хотят, чтобы мы выступали в национальной форме? Да мы голые пойдём!

Мнения против

Евгений Трефилов, главный тренер сборной России по гандболу («Спорт-Экспресс»):

— Идёт даже не накат на Россию, а настоящий наезд. Этот дурацкий допинг смотрит на нас со всех сторон. Как же можно спортсмена ставить просто в ноль? Только вдумайтесь, до чего всё дошло. Человека пожизненно дисквалифицируют с Олимпиад за царапины. Мама дорогая. Всё не только переросло все границы, это уже за гранью понимания. Пьер де Кубертен уже перевернулся, а если Россию отстранят, ему пора будет подниматься из гроба. Я считаю, ехать не под флагом своей страны и танцевать под мазурку вместо гимна — это странно. Меня можно назвать националистом, но это здоровый национализм. Я люблю свою родину, и когда из нее пытаются сделать кишмиш, мне становится неприятно.

Алексей Воевода, российский бобслеист (эфир «Матч ТВ»):

— Буду гордиться теми, кто не поедет на Олимпиаду-2018. С позиции государства, ехать на такие Игры нельзя. С позиции спортсмена, опять же можно понять какого-то индивидуального атлета, который хочет поехать. Мы все индивидуальны. Но гордиться я буду тем, кто не поедет. Тебя взрастила Родина.

Александр Зубков, президент Федерации бобслея России (эфир «Первого канала»):

— Решение МОК было ожидаемым. Это унижение и удар под дых. Как теперь быть спортсменам? Если бы мне выпала такая участь, я бы не представлял себя без флага, и тем более — без гимна нашей страны.

Подготовил Данил ПАЛИВОДА

  • Опубликовано в №228 от 7.12.2017 под заголовком «Сколько можно унижаться?!»
Областная газета Свердловской области