Темы дня

Волшебник – ещё не гарантия чуда. Почему с появлением Павла Дацюка забуксовал «Автомобилист»

Павел Дацюк

От Павла Дацюка многие болельщики ждали выдающейся игры, однако пока Волшебник не оправдывает их надежды. Фото: Пресс-служба «Автомобилиста»

За выступлением «Автомобилиста» в нынешнем сезоне пристально следят не только в Екатеринбурге. Команда в прошлом году громко заявила о себе, и, естественно, на этот сезон у руководства были грандиозные планы. Правда, пока до их реализации ещё очень далеко.

Екатеринбургский клуб, вкатившийся в сезон серией из восьми побед подряд (пусть некоторые из них и были довольно натужными), затем сошёл с колеи. 11 поражений в последующих 13 матчах – и справедливый вылет за пределы даже зоны плей-офф. Такого, конечно, мало кто ожидал от команды, столь резво стартовавшей в турнире. И многие стали тут же искать виновных.

Главная спортивная газета страны – «Спорт-Экспресс» – вышла с резонансной колонкой, в которой главной причиной неудач клуба назван Павел Дацюк. Коллеги приводят слепую статистику: мол, с возвращением Дацюка на лёд «Автомобилист» одержал всего две победы. Да и сам Волшебник не блещет: всего одно набранное очко по системе «гол+пас». Также журналисты поделились инсайдами, что Дацюк ввёл в раздевалке строгие правила, запрещающие употреблять насвай и ругаться матом.

Теперь давайте по порядку. Статистика у Павла на данный момент действительно не впечатляющая, и свои деньги (100 миллионов рублей в год) он не отрабатывает. Очевидно, что Дацюк не в самой лучшей форме, и пока непонятно, сможет ли он набрать необходимые кондиции. С другой стороны, наверное, было очевидно, в 41 год Павел не будет забрасывать по 50 шайб за сезон, как это делает Найджел Доус. Команде необходим был внутренний лидер с огромным опытом – она его получила. Да, 100 миллионов рублей за опыт – многовато, но Дацюк – легенда, и, думается, руководство «Автомобилиста» не особо задумывалось о цифрах, возвращая Волшебника домой.

В историю про табу на снюс и насвай в раздевалке, а также запрет сквернословия, верится с трудом. Совсем не верится. Не могут игроки на таком уровне «расслаблять» себя насваем в раздевалке, это ведь команда мастеров, а не юношеский дворовый клуб. А про запрет на употребление мата – вообще смешно: двадцать взрослых мужиков после досадных поражений вынуждены сдерживать эмоции, только потому, что так захотел Павел Валерьевич?

Да, возвращение на лёд Дацюка совпало с началом чёрной полосы «Автомобилиста». Но это не значит, что он один – виновник всех бед. Грамотной игры в обороне как не было, так и нет, остальные звёзды команды ушли в затишье. Тот же Найджел Доус за последние десять игр забросил две шайбы (одну – с передачи Волшебника). В этом тоже Дацюк виноват?

Вопросы есть ко всей команде, в том числе (а, может быть, и в первую очередь) к тренерскому штабу. Начиная от формирования команды (замена Да Косты и Паре на Холланда и Мэйсека пока не кажется равнозначной) и заканчивая какой-то мотивирующей составляющей. Понятно, что миллионеров-хоккеистов априори не нужно настраивать на матч, их мотивация должна заключаться в их контрактах. Но в мелькающей череде матчей иногда всё-таки необходимо найти нужные, правильные слова – и это задача тренера.

Возможно, сказывается уход в межсезонье ассистента главного тренера – Николая Заварухина. Он перебрался в Новосибирск, где сейчас, возглавляя «Сибирь», идёт гораздо выше «Автомобилиста», хотя бюджеты у клубов несопоставимые. Но сейчас уже говорить об этом поздно: команда едет без него.

Конечно, подводить итоги сезона в октябре совершенно неправильно. Мы уже вспоминали «Салават Юлаев» образца прошлого года, который очень долго раскачивался и едва залез в плей-офф, зато в нужный момент команда была на пике формы и добралась до финала Восточной конференции. Нам остаётся лишь следить за тем, как будет меняться ситуация в «Автомобилисте» и как команда сумеет выйти из образовавшегося кризиса.

В любом случае, нужно находиться внутри команды, знать все тонкости происходящего, чтобы найти выход из создавшейся ситуации. Любая спортивная команда – это тонкий механизм, в наладке которого нет мелочей, а хоккейная, пожалуй, даже в большей степени. И наверняка у опытнейшего Павла Дацюка есть свои предложения как преодолеть кризис. Важно, чтобы в этой ситуации все заинтересованные стороны сыграли в одной команде.

Из первых уст

Максим РЯБКОВ, директор «Автомобилиста»:

– Сейчас мы находимся на выезде в Новосибирске, ничего нового вам сказать не смогу. Будем работать, стараться исправить ситуацию. Мы готовимся к игре, у нас важный матч с «Сибирью». Сейчас любое слово может повлиять, команда находится в непростой ситуации, и я не хочу каким-то образом нарушить внутренний баланс.

Экспертиза

Алексей КУРОШ, глава Гильдии спортивных журналистов Свердловской области:

– Спад «Автомобилиста», мне кажется, вызван комплексом причин. Начнём с того, что ни одна команда КХЛ не проходит сезон на одном дыхании. Так, питерский СКА выиграл с трудом по буллитам вчера в Череповце после пяти поражений кряду. Скромный «Нефтехимик» выиграл шестой матч подряд. Поэтому не надо думать, что что спад «Автомобилиста» – это что-то уникальное. Кроме того, надо учесть, что на этом отрезке мы не встречались с аутсайдерами: «Амуром», «Северсталью», Ригой или Минском. За исключением только «Трактора», у которого как раз и выиграли. Встречались с лидерами, с командами, которые на этом отрезке чемпионата находятся в хорошей форме. Далее. Мне кажется, комплектование команды получилось не вполне удачным, в чём-то она стала слабее, чем в прошлом сезоне. Возьмём нападение. Пока Мэйсек, Холланд, Плэтт выглядят слабее своих предшественников Да Косты и Паре. Не столь хороши, как прежде, Доус и Секстон. Есть проблема с российскими нападающими. Среди них, думаю, только Голышев и Кучерявенко являются хоккеистами заметно выше среднего уровня, но первый долго не играл из-за травмы, а второй пока выглядит хуже, чем прежде. Много вопросов и к обороне. Опять-таки не очень понятно, чем новичок Батыршин сильнее своего предшественника Лямина? Что касается Дацюка, то да, с одной стороны, чисто хронологически, когда он начал играть, восстановившись после травмы, то начались проблемы у «Автомобилиста». Но остальные-то чем занимаются в это время? Многими живо обсуждается вопрос зарплаты Павла, но я лично считаю подобное неэтичным – безусловно, это прерогатива руководства клуба. Надеюсь, что Павел ещё наберёт форму и прибавит в игре, тем более что в КХЛ цыплят по весне считают.

Но, на мой взгляд, Дацюк уже сейчас мог бы чаще выходить на лёд в большинстве, где его понимание игры, способность отдать отличный пас, выиграть вбрасывание способны принести существенную пользу. Вдобавок он силён в оборонительных действиях. В то же время мне кажется, не стоит предъявлять к нему чересчур завышенных требований. Всё-таки Павлу не 25, и даже не 35 лет.

  • Опубликовано в №199 от 30.10.2019
Областная газета Свердловской области