Краснотурьинская пенсионерка своими силами наводит порядок в городе

Татьяна Клёван открыла нам секрет чистоты. Оказывается, чисто не там, где не сорят, а там, где регулярно убирают. Фото Вадима Аминова, газета «Вечерний Краснотурьинск».

Татьяна Клёван открыла нам секрет чистоты. Оказывается, чисто не там, где не сорят, а там, где регулярно убирают. Фото Вадима Аминова, газета «Вечерний Краснотурьинск».

Каждый день 59-летняя Татьяна Клёван с инструментами в руках выходит на свой рабочий участок. Территория его велика — практически весь Краснотурьинск. С помощью метлы и лопаты пенсионерка мечтает «остановить угасание города».

— На днях весь город занесло. Главная площадь словно под саваном: никто не чистит. Никогда такого не было. В мэрии говорят: нет снегоуборочных машин, а грейдер сломался. Да и лопатой махать якобы некому. Вот я и решила хотя бы дорожки проложить, ведь это же лицо города. Чищу снег, как одинокий волк, — образно объясняет Татьяна Клёван.

Рабочие навыки у Татьяны Григорьевны немалые. Всю жизнь она проработала на БАЗе кочегаром и дворником. («В детстве мне говорили: «Учись, а то будешь дворником», — смеётся она). С учёбой как-то не сложилось, зато обе её дочки получили высшее образование и теперь работают, как говорит их мама, «на уважительной работе». Конечно, на пенсии можно было бы и отдохнуть, пожить для себя, но ей приятно просто так делать людям добро.

Пенсионерка наводит чистоту в подъезде своей 4-этажки, посадила под окном сирень, а за огромную удивительную клумбу, оформленную кругами, даже получила приз на городском конкурсе. Но хочется сделать больше — за весь город душа болит.

— Я же вижу: угасает Краснотурьинск. Запущенный стал, неряшливый, деревья не подрезаны. Взяла ножовку у мужа (он уже не ворчит, привык, что я его инструменты таскаю), обрезала ветки у старых тополей на улице Ленинского Комсомола, сложила в кучи. А потом несколько недель просила чиновников, чтобы их вывезли. Наслушалась, конечно, всякого…

Перемены в родном городе бросились в глаза после недавнего расставания с ним. Супруги Клёван решили переехать в Хакасию к старшей дочери, но, прожив несколько лет в Красногорске, вернулись обратно. Климат не подошёл: Татьяна Григорьевна там тяжело заболела, получила инвалидность и приняла решение… умирать на родине. А теперь она считает, что остаётся на ногах благодаря привычке всё время работать.

— Я ведь не ради славы это делаю. Хочется что-то изменить. Я патриот своего города, уверена, что можно его в сказку превратить. Будет порядок во дворе — чище станет в городе, а потом, глядишь, и во всей стране. Сейчас ведь чем люди заняты? Куют деньги любыми путями, только свою квартиру облагораживают. Но для счастья этого мало.

Над Татьяной Клёван, что скрывать, некоторые горожане посмеиваются, а порой даже крутят у виска, но она твёрдо решила, что, несмотря на все насмешки, убирать город не перестанет. Вот ещё бы последователи нашлись… Пока что на её призывы выйти на общегородской субботник откликнулись всего три человека.

— Понимаю, что молодым некогда, им надо деньги зарабатывать, — рассуждает она. — Но я-то уже не изменюсь; значит, останусь волком-одиночкой. Правда, думаю ещё к новому мэру Александру Устинову на приём сходить. Узнаю насчёт снегоуборочной машины. Купят ли городу? Зима-то длинная, работы хватит и мне, и технике.

Областная газета Свердловской области