Каменский гость: ненависть, отвращение, сочувствие

В начале спектакля король Лир (на фото – в зелёном пиджаке) хорошо одет.  К концу спектакля на нём останутся одни серые лохмотья... Фото: Вадим Балакин

В начале спектакля король Лир (на фото – в зелёном пиджаке) хорошо одет. К концу спектакля на нём останутся одни серые лохмотья... Фото: Вадим Балакин

Выходные для свердловских поклонников театра стали настоящим пиршеством – в рамках фестиваля «Браво!» прошло сразу несколько разножанровых спектаклей. Но самым ярким впечатлением стал спектакль «Король Лир» Каменск-Уральского театра драмы.

Поставила «Короля Лира» Юлия Батурина – в прошлом году она была главрежем Серовского театра драмы и взяла с ним премию «Браво!» за «Ромео и Джульетту». Тогда этот спектакль стал самой обсуждаемой постановкой фестиваля. С этого сезона Батурина работает в «Театре на Спасской» (город Киров), но продолжает сотрудничать со свердловскими театрами. В очередной раз она обратилась к Шекспиру и вновь сделала нестандартную постановку.

Исполнитель главной роли – народный артист России Александр Иванов – до начала работы над спектаклем признался: «Кажется, я сыграл почти всё. Остался только Лир…» Что ж, Лир в его интерпретации получился убедительным. Когда в начале действа он совершает роковую ошибку и несправедливо делит наследство, мы его – вслед за обделённой дочерью – ненавидим. Позже он вызывает отвращение, но в конце оно сменяется сочувствием…

Прошла уже половина фестивальной программы, и пока, на наш взгляд, Александр Иванов – главный претендент на премию «Браво!» в номинации «Лучшая мужская роль».

Отдельного «браво» заслуживает сценография: свет, звук, оформление сцены. Первое мгновение спектакля – после абсолютной темноты зрителя ослепляет режущий свет. Мы видим героев, но вдруг всё снова проваливается в темноту. И так – несколько раз… Этот эффект – «стоп-кадров» – применяется несколько раз в ключевые моменты спектакля. Время словно останавливается. Действие замедляется. Режиссёр оттягивает неотвратимую развязку, давая героям шанс.

В один из самых сильных моментов, когда обе дочери отвернулись от Лира, этот эффект создаёт также ощущение потерянности. На сцене – тени, сумрак, лес… И в этом лесу – все «заблудшие» герои трагедии… Перед зрителем опускается полупрозрачный экран, отгораживающий лес от зала. И герои оказываются в замкнутом пространстве, откуда им уже не выбраться.

Мнение

Алла Лапина, сопредседатель секции критиков Союза театральных деятелей Свердловской области, член жюри фестиваля «Браво!»:

– Спектакль продуман, что называется, «от» и «до». Безусловно, Александр Иванов в роли Лира хорош, но ещё я бы выделила Геннадия Ильина, который играет Глостера. Он обладает той современной тихой интонацией, которая постепенно проникает внутрь каждого из нас. Именно благодаря его монологам мы понимаем, что перед нами действительно драма. Что касается сценографии, то меня впечатлили верёвки, подвешенные над сценой, – эта живая ткань, которая будит воображение и создает атмосферу тревожности. Эти верёвки меня убедили даже больше, чем киноэкран.

Областная газета Свердловской области