НОВОСТИ


Культура 10 ноября 2017, 18:50

Лениниана: Новая мифология

Кадры из сериалов «Демон революции» (реж. Владимир Хотиненко) (слева) и «Троцкий» (реж. Александр Котт, Константин Статский) (справа)

Кадры из сериалов «Демон революции» (реж. Владимир Хотиненко) (слева) и «Троцкий» (реж. Александр Котт, Константин Статский) (справа)

Два главных канала российского телевидения отметили вековой юбилей Великой Октябрьской социалистической революции как бы биографическими сериалами о выдающихся революционных деятелях — «Демон революции» и «Троцкий».

Настолько «как бы», что Носовский с Фоменко, посмотрев «Демона революции», должны нервно курить в уголке. Создатели «Новой хронологии» — серии широко известных в узких кругах исторических анекдотов — и те отважились перекраивать по своему богатому воображению только события давно минувших дней, ссылаясь на то, что с XVIII века мировая история более или менее похожа на правду. Создатели, в первую очередь «Демона революции», виртуозно доказали, что столь же вольно можно обращаться с тем, что было каких-то сто лет назад. «Новая хронология» — это уже вчерашний день. Сегодня творится «Новая мифология».

Недалеко и до шизофрении 

Продюсер сериала «Демон революции» Александр Роднянский накануне премьеры заявил, что «вся канва событий соответствует историческим фактам, а вот её наполнение — то есть непосредственно поведение персонажей, их разговоры, взаимоотношения — это уже художественный вымысел». То есть регулярные встречи вождя революции Ленина с «демоном» той же самой революции — это соответствующая историческим фактам канва? А как же быть с многочисленными свидетельствами очевидцев, что Ленин Парвуса избегал как чёрт ладана? При помощи художественного вымысла это препятствие можно легко и просто обойти. На фоне таких вольностей уж совсем пустяком выглядит эпизод с гибелью от ножа уголовника отставного шефа контрразведки Василия Туркестанова (в действительности расстрелянного в 1937-м).

Парвус, чью главенствующую роль в революции не сговариваясь (ой ли?) вдруг решили показать столь мощно сразу два телеканала, вообще фигура любопытная. Он в чём-то служит предтечей такого одиозного персонажа российской действительности, как Борис Абрамович Березовский — два, прямо скажем, небедных человека, решивших поиграть в политику. Только не того «демонического» Березовского, которого мы знаем во многом благодаря образу, созданному прессой, в значительной мере ему подконтрольной, а другому — мастеру интриги и самопиара. Он раньше всех мог оказаться в нужное время в нужном месте, узнать о каком-то важном решении, а затем преподнести это решение в другом месте так, что это становилось его задумкой и результатом головокружительных, исполняемых с риском для жизни кульбитов.

Деньги у немецкого правительства Парвус действительно брал, но революцию обещал в январе 1916 года, с треском провалился и в результате был с позором изгнан из всех приличных мест. Впрочем, в 6-й серии звучит фраза, фактически ставящая всё на свои места: «Он (Парвус) считал себя игроком, а оказался разменной фигурой в чужой игре». Правда, мысль эта затерялась в конце финальных титров, когда подавляющее большинство телезрителей уже или отправляется на кухню вскипятить чайник, или просто переключается на другой канал.

Первый исполнитель роли Ленина Василий Никандров

Первый исполнитель роли Ленина Василий Никандров. Кадр из фильма «Октябрь». Режиссёры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров

Те любопытные, кто переключался с первой на вторую кнопку по ходу показа сериалов, явно оказались в ступоре. На «России» злой гений Парвус (в исполнении Фёдора Бондарчука) лепит своего Голема из Ленина, а в это же время тот же самый Парвус (только созданный Михаилом Пореченковым) на «Первом канале» кропотливо создаёт революционного лидера из… Троцкого. Так и до шизофрении недалеко. Парвус и немцев на бабки разводил (вообще-то то, что он проделал, именно так и называется) два раза? Шутка… Но вопрос: «А как же было на самом деле?» тем не менее актуален.

«100 лет прошло, а мы до сих пор спорим по поводу революции и не можем прийти к общему мнению, — заметил в нашей рубрике «100 монологов о революции» историк и философ Сергей Переверзенцев. — На самом деле мы начали осмысливать революцию совсем недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов, когда ушли от мифа, созданного ещё в большевистские времена — «Ленина в Октябре» и «Броненосца «Потёмкин» с раскрашенным вручную красным флагом. Осмысление революции — дело нашего поколения, и трудно ещё сказать, когда это осмысление закончится».

Боюсь, что таким темпами осмысливать мы опять будем не собственно революцию, её предпосылки и последствия, а опять уже нами созданные новые мифы.

Ленин: старый и новый

Отдельная интересная тема — новый поворот в истории кинематографической «ленинианы». Кстати, первому отечественному киновоплощению Ильича в этом году исполнится 90 лет, впрочем в прокат фильм Сергей Эйзенштейна и Григория Александрова «Октябрь» вышел уже в начале 1928-го. Главную роль сыграл Василий Никандров — непрофессиональный актёр, к тому времени пенсионер, а вообще-то человек с интереснейшей судьбой — в частности, работал токарем-оружейником на Путиловском заводе и рабочим на металлургическом заводе в Лысьве (играл там в самодеятельном театре), воевал на фронтах Первой мировой и Гражданской войн, служил в ЧК. К моменту выхода «Октября» были сняты как минимум два зарубежных фильма — в 1924 году Тадеуш Ватовский сыграл вождя в польском фильме «Любовь сквозь огонь и кровь», в германской ленте 1926 года «Поджигатели Европы» Ильича воплотил Ойген Дюмон (согласно другим источникам, актёра звали на французский манер — Эжен).

Так что кинематографическая «лениниана» тоже скоро отметит вековой юбилей. Точное количество фильмов, где так или иначе фигурировал образ Ленина, вряд ли сейчас уже можно установить. Опять же считать или нет персонажи вроде того, что был блестяще воплощён Виктором Сухоруковым в «Комедии строгого режима» - «зэка, которому поручено сыграть роль Ленина». Или персонаж Андрея Мягкова в культовой комедии начала 90-х «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В любом случае количество отечественных и зарубежных фильмов с Лениным перевалило за сотню. Роль Ленина сыграли порядка 70 актёров.

Рекордсмен - Юрий Каюров, который с 1961 по 1987 год сыграл вождя мирового пролетариата в шестнадцати фильмах. По шесть раз доверяли сыграть Ильича Максиму Штрауху (в 1938–1966 годах) и Борису Смирнову (в 1957–1967 годах). Среди тех, кто в разные годы играл Ленина, такие известные мастера, как Жан-Люк Годар, Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Родион Нахапетов, Кирилл Лавров, Александр Филипенко, Клаус Мария Брандауэр, Максимилиан Шелл и даже китаец Чжэн Чжоу (а вот любопытно было бы посмотреть снятый в 1960 году в Поднебесной фильм «Во имя революции», да где его сейчас сыщёшь?).

Если не брать в расчёт комедийные случаи типа упомянутых выше, то Ленин в отечественном кино хоть и был всенепременно «самый человечный человек», который вот так запросто, без чинов может в коридоре расспрашивать о житье-бытье человека с ружьём, но признаки божества у него всё равно проглядывались отчётливо. Новый Ленин сохранил фирменные словечки вроде «батенька» и «архиважно», так же закладывает руки за жилетку, но уже совсем не небожитель, и переживает он на далёкой чужбине больше не о судьбах рабочих, крестьян и батраков, а о том, что надоело мыть тарелки в студенческой столовой. Не про землю крестьянам и фабрики рабочим думает этот Ленин, а про то, где взять денег и как по случаю острой необходимости всё-таки взять их у авантюриста Парвуса, не замарав при этом по-большевистски кристально чистых рук. И устраивающий домашний скандал с битьём посуды Ленин выглядит очень непривычно. В общем, ничто человеческое Ленину абсолютно не чуждо. Он, как говорил Ноздрёв в «Мёртвых душах», и попользоваться насчёт клубнички не прочь. Хотя влечение Ильича к Инессе Арманд какое-то ненатуральное, натужное (то ли по роли так положено, то ли Евгению Миронову сыграть порыв страсти как-то не удалось).

 Евгений Миронов в роли Ленина

Евгений Миронов в роли Ленина. Кадр из фильма «Демон революции». Реж. В.Хотиненко

Неблагородные разбойники

Кстати, если судить исключительно по двум сериалам, то можно предположить, почему Троцкий, который фактически был лидером Октябрьского переворота, своими руками отдал власть Ленину, явившемуся на заседание Петроградского совета. Такого Троцкого, какой показан в сериале, этакого берущего всё, что попадается на пути альфа-самца, Россия интересовала как женщина, причём не для серьёзных отношений с целью создания семьи (как принято писать в объявлениях о знакомстве), а исключительно овладеть, отшвырнуть в сторону, отдышаться и двигаться дальше навстречу новым победам. У Ильича серьёзные намерения, возможно, и были, но здоровье подвело. Недолго довелось ему исполнять «супружеские обязанности».

Так что Ленин и Троцкий, а тем более вдруг оказавшийся человеком номер один в российском революционном движении Парвус — вовсе не боги или герои. Тут ведь ещё одна линия отчётливо прослеживается, причём ещё с другого сериала, недавно вышедшего на ТВ-экраны — и «белоленточники» начала XXI века и «красноленточники» столетней давности, мечтающие свергнуть существующую власть, могут поднять голову исключительно на деньги госдепа — только одни американского, а другие германского.

А тут ведь ещё жизнь сама подкидывает такие сюжеты, что дух захватывает. Разумеется, по чистой случайности показ «Демона революции» на «России» начался 5 ноября, в тот день, на который лидер признанной судом экстремистской организации «Артподготовка» Вячеслав Мальцев назначил революцию. И параллельно с сообщениями новостных лент об арестованных по телевизору шли кадры революционного Петрограда. Нас долгие годы воспитывали так, что у нас с первой секунды безошибочно срабатывал сигнал распознавания «свой-чужой». И революционеры были этакими Робин Гудами. В «Троцком» и «Демоне революции» разбойники уже совсем не благородны.

  • Опубликовано в №210 от 11.11.2017 под заголовком «Новая мифология»
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области