Продюсер-эмигрант создал в Париже «Русский Голливуд»

Фёдор Шаляпин (в центре) с Александром Каменкой (первый слева) на киностудии «Альбатрос». Фото: Франсуа Альбер

Фёдор Шаляпин (в центре) с Александром Каменкой (первый слева) на киностудии «Альбатрос». Фото: Франсуа Альбер

Сегодня в Екатеринбург впервые приехала посол Франции в России Сильви Берманн. Накануне её визита «ОГ» поговорила с внуком русского эмигранта Патриком Каменкой. Сто лет назад его дед Александр Каменка переехал во Францию и основал под Парижем «русский Голливуд», а в 60-х стал продюсером двух первых совместных франко-русских кинолент — «Нормандия-Неман» и «Третья молодость». Вот уже пять поколений семьи Каменок налаживают связи между двумя странами.

"Сижу в своем роскошном номере, на этот раз в знаменитой гостинице "Наполеон". Жду своего продюсера по фильму "Третья молодость" Александра Борисовича Каменку. С ним мы знакомы еще со времен Каннского фестиваля, да и в Москве тоже встречались не раз. Он был продюсером тоже совместного советско-французского фильма "Нормандия-Неман", который снимался на "Мосфильме" в 1960 году. Именно Каменка и автор сценария фильма "Третья молодость" Саша Галич порекомендовали меня на роль Петра Ильича Чайковского. Я представил себя в этой роли и поверил, что портретный грим должен получиться. Тем более, что художником-гримером в "Третьей молодости" был один из лучших мастеров, можно считать мой "крестный" еще по "Оводу", Василий Петрович Ульянов. Кстати, оператором выбрали очень известного мастера Мишеля Кельбера. Он снимал Жерара Филиппа в фильмах "Красота дьявола", "Красное и черное", "Накипь". Режиссером-постановщиком был Жан Древиль.

Олег Стриженов в роли Чайковского в фильме "Третья молодость"

Олег Стриженов в роли Чайковского в фильме "Третья молодость"

Александр Борисович обещал, что они приедут к семи часам вечера. К этому времени я уже оделся и не забыл бабочку, помня случай с Черкасовым в Каннах. Вышел на улицу. Возле отеля сновали гуляющие, все кругом шумело, горело и блестело. Наконец подъехала машина, и мы направились на Монмартр.

- Чем вас позволите угостить, Олег Александрович? - спросил Каменка.

- "Мулен Ружем", - неожиданно выпалил я. - Давно там не был..." Олег Стриженов, отрывок из книги "Исповедь"

В гостях бывал Шаляпин

Патрик Каменка вырос в Париже, но по-русски говорит безупречно.

— В нашей семье стыдно не знать русский — это память о предках, — говорит Патрик.

Патрик Каменка занимается журналистикой, освещает во французских СМИ жизнь нашей страны с советских времён

Сам Патрик Каменка занимается журналистикой, освещает во французских СМИ жизнь нашей страны с советских времён. Эту же профессию выбрал его сын Вадим

До революции его семья жила в Петербурге. Прадед, Борис Абрамович Каменка, возглавлял правление Азовско-Донского банка. Дед, Александр, работал в Мариинском театре. В гостях у семьи бывали все представители интеллигенции того времени — Фёдор Шаляпин — друг семьи, Илья Репин, Матильда Кшесинская. В доме было большое собрание картин Репина, Айвазовского, Сурикова — сейчас все картины переданы в один из городских музеев.

После Октябрьской революции по предложению премьер-министра Франции Жоржа Клемансо Борис Каменка переехал в Париж для налаживания финансовых операций между Россией и Францией — благодаря ему в Париже появился Российский торгово-промышленный союз. Своего сына Александра он взял к себе работать секретарём — тому было тогда около 25 лет.

— В то время во Францию потянулись беженцы всех сословий — они добирались в Европу окольными путями через Турцию, — рассказывает Патрик. — От новой власти бежали и многие кинематографисты. Например, сотрудники московской кинофабрики Иосифа Ермольева снялись с места целой студией. Обосновались эмигранты в парижском предместье Монтрёе — здание киностудии сохранилось до сих пор. Ермольев обратился к прадеду, к одному из крупнейших русских банкиров, с просьбой помочь в финансовых делах. Тот согласился и откомандировал ему в помощь своего сына. Сначала дедушка просто помогал Ермольеву, а когда в 1922 году Ермольев уехал работать в Мюнхен, дедушка стал продюсером студии. Кинофабрика получила название «Альбатрос», а её лозунгом стали слова «Выстоять в бурю».

Как рассказал Патрик, студия объединила под одной крышей русских и французских режиссёров, русских актёров и рабочих. Письма от безработных русских эмигрантов приходили пачками: «Хотел бы сыграть роль отца в Вашей новелле. Я играл Раскольникова и Христа», «Желаю вступить в ваш кинотеатр и обучиться артистом», «Может, вам нужен хороший гримёр?» По-французски почти никто из этих людей не говорил — большинство надеялись, что скоро вернутся Россию.

В Париже, на улице Невы

— В Париже дедушка с бабушкой жили на улице Невы, но в родной город дедушка смог вернуться только через 30 лет эмиграции, после смерти Сталина, — вспоминает Патрик. — Удивительно: жил в Петербурге, уезжал из Петрограда, а возвращался в Ленинград. Это была уже другая страна, и никого из близких в Петербурге уже не осталось, но он всю жизнь говорил о России с теплом. Интернета и телевидения тогда не было, но бабушка с дедушкой всё равно интересовались всем, что происходит в стране — читали журнал «Новый мир», заказывали русские книги и поддерживали общение в русских кругах, меня водили на все русские концерты и выставки. В нашем доме бывали многие советские режиссёры — Юткевич, Кармен, Донской. Многие контакты наша семья поддерживает до сих пор. Однажды я спросил дедушку, почему он так интересуется жизнью страны, в которой давно не живёт. Он ответил: «Я держу мост между Россией и Францией».

Александр Каменка стал продюсером первых совместных франко-советских кинолент режиссёра Жана Древиля. Первый фильм — «Нормандия-Неман» — рассказывал об авиаторах французской эскадрильи, сражавшихся крылом к крылу с советскими лётчиками (которых сыграли Владимир Гусев, Николай Рыбников и Николай Лебедев). Через пять лет на киноэкраны двух стран вышла кинолента «Третья молодость» с Жилем Сегалем и Олегом Стриженовым— о русском балетмейстере, французе по происхождению, Мариусе Петипа. Всё кинонаследие Александра Каменки составило почти 60 фильмов — он завещал их синематеке Франции.

— И я, и мои дети выросли во Франции, но все мы постарались сохранить русский язык. Я занялся международной журналистикой, много лет работал в СССР. Теперь уже мои дети сохраняют эти традиции. Например, сын Вадим— международный репортёр в газете L’Humanité, тоже освещает российские вопросы.

  • Опубликовано в №225 от 2.12.2017 
Областная газета Свердловской области