Антон Долин: «Эта работа у Федорченко самая цельная и мощная»

В главной роли дебютировала шестилетняя Марта Козлова. По ходу  всей картины девочка не произносит  ни одного слова. Фото: кадр из фильма «Война Анны»

В главной роли дебютировала шестилетняя Марта Козлова. По ходу всей картины девочка не произносит ни одного слова. Фото: кадр из фильма «Война Анны»

Новую картину екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко «Война Анны» представили на двух крупных европейских кинофестивалях — Роттердамском и Гётеборгском. В Европе фильм приняли на ура, а российские критики заговорили о новой работе Федорченко как об одной из лучших российских киноработ 2018 года.

Роттердамский кинофестиваль — один из крупнейших фестивалей авторского и независимого кино в Европе. По количеству громких имён он, может, уступает Каннам или Венеции, но зато больше склонен к экспериментам. И в программе всегда больше российского кино. Только в этом году на фестивале показали работы Алексея Федорченко, Рустама Хамдамова, Кантемира Балагова и Бориса Хлебникова.

У Роттердамского кинофестиваля вообще давние отношения не только с российским кино, но и с уральским. 17 лет назад Федорченко показал тут документальный фильм «Давид», затем побывал на фестивале с «Овсянками» и «Ангелами революции». В 2012 году свою картину «Жить» в основном конкурсе показывал Василий Сигарев, в 2016-м он представлял «Страну ОЗ». К слову, есть ещё один любопытный факт, связанный с Роттердамом. Только не с кинофестивалем, а с самим городом: в 2000 году на ежегодный поэтический фестиваль в Роттердам был приглашён в составе группы русских литераторов свердловский поэт Борис Рыжий. Уже после смерти поэта был опубликован «Роттердамский дневник», но это уже совсем другая история.

«Война Анны» показывалась в программе «Голоса». Премьера состоялась в самом большом зале кинотеатра «Pathe». По словам продюсера картины Артёма Васильева, на показ собрались больше 700 зрителей. Во время показа была полная тишина, а после — аплодисменты. На следующий день уже сам режиссёр написал в социальной сети, что на утренний сеанс вновь собрался полный зал.

Новая картина про детскую судьбу в жерновах Второй мировой войны европейским зрителям напомнила знаменитую историю Анны Франк.Весьма символично, что премьера состоялась в Нидерландах, где её семья скрывалась от нацизма. Не очень длинное по хронометражу (всего 75 минут), но весьма ёмкое по смыслу, новое кино Алексея Федорченко пришлось по душе как зрителям, так и критикам.

— Эта работа у Федорченко экспериментальная, но самая цельная и мощная. Стиль Алексея — это умение в повседневном увидеть магическое и волшебное. Он нашёл идеальный материал, который позволил ему этот стиль проявить в самых ярких интонациях, — рассказал «ОГ» Антон Долин— кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино», который побывал на премьере. — Показывая войну глазами маленького ребёнка, он превращает её в зловещую фантасмагорию. Но там есть надежда, потому что ребёнок всё равно смотрит на мир с верой в волшебство. Иначе он не может. У Алексея снайперски точный выбор всех соратников — сценарист Наталья Мещанинова,оператор Алишер Хамидходжаев и, конечно, исполнительница главной роли Марта Козлова, которая в шесть лет смогла фантастически сыграть роль. Очень редко роли такой эмоциональной силы и такого уровня подлинности можно встретить в русском кино.

Однако пока неизвестна точная дата проката. Как предположил Антон Долин, фильм вряд ли увидят в России раньше «Кинотавра» (июнь 2018).

Кстати

На завершение фильма (финальные работы над звуком, графикой и цветокоррекцией) Алексей Федорченко собирал деньги на краудфандинговой платформе. В конце января создателям удалось собрать нужную сумму.

  • Опубликовано в №23 от 8.02.2018
Областная газета Свердловской области