Арман Сеген: выйти из тени Гогена

Картина «Тихая заводь» французского художника Армана Сегена

«Тихая заводь»

В Екатеринбургской галерее современного искусства (ЕГСИ) представили «Тихую заводь» французского художника Армана Сегена — ученика великого Поля Гогена, участника известной «понт-авенской школы» и, увы, так мало изученного в России.

Арман Сеген родился в Париже в 1869 году, учился живописи в академии Родольфа Жюлиана. В 1891 года Арман — участник «понт-авенской школы» — объединения художников, работавших во второй половине XIX века на пленэре в французском городе Понт-Авен (Франция). «Понт-авенская школа» — явление известное, достаточно перечислить художников, которые в своё время там работали — Поль Гоген, Эмиль Бернар, Шарль Лаваль, Поль Серюзье и многие другие.

Знакомство Армана Сегена с Полем Гогеном произошло весной 1894 года в Понт-Авене. В книге Анри Перрюшо «Жизнь Гогена» их первая встреча описывается так: «В гостинице «Глоанек» Гоген познакомился с двадцатипятилетним художником Арманом Сегеном, о котором ему рассказывал Серюзье. Мягкий, робкий, несколько даже женственный Сеген был болен костным туберкулёзом – должно быть, из-за этого он и прихрамывал. Изящная простота сочеталась в нём с поэтичной и деликатной душой. Сеген с первой минуты подпал под влияние Гогена».

По словам кандидата искусствоведения Натальи Штольдер, доступные для изучения живописные произведения Армана Сегена немногочисленны и рассеяны, их художественные особенности различны и обусловлены постоянным поиском. Представленная в экспозиции работа «Тихая заводь» – камерная по восприятию и звучанию, но знаковая по своей сути. В стилистическом отношении эта работа стоит между классическим французским импрессионизмом и синтетизмом художников «понт-авенской группы».

— Сейчас такое время, когда появляются новые имена, так называемые художники второго и третьего ряда, — рассказала «Облгазете» арт-директор ЕГСИ Елена Шипицына. — Конечно, работ Сегена мало (к слову, прожил он всего 34 года), и они стали появляться поздно. Художник работал с Гогеном, был участником «понт-авенской школы» и проникся идеями постимпрессионизма. Он очень талантливо работал в этой стилистике. У Сегена получались очень романтические пейзажи, который он рисовал на берегу реки Авен. Конечно, его живопись находится под сильным влиянием Гогена, но в Европе его знают как графика, в том числе книжного.

Добавим, что кроме Армана Сегена в ЕГСИ можно увидеть картины Александра Альтмана и Леонарда Туржанского, творчество которых тесно связано с влиянием французского импрессионизма.

Экспозиция открыта до 13 мая 2018 года по адресу ул. Красноармейская, 32.

  • Опубликовано в №... от 05.05.2018
Областная газета Свердловской области