«Союз Cпасения»: что мы отчизне посвятим?

Больше всего экранного времени у Леонида Бичевина  (в центре). Он играет Сергея Муравьёва-Апостола. Фото: Предоставлено «Дирекция Кино, Первый канал»

Больше всего экранного времени у Леонида Бичевина (в центре). Он играет Сергея Муравьёва-Апостола. Фото: Предоставлено «Дирекция Кино, Первый канал»

В последний четверг 2019 года в прокат вышел фильм «Союз спасения» (режиссёр Андрей Кравчук). Картина рассказывает о событиях декабря 1825 года, когда группа дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии, попыталась использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. История о декабристах получила первое киновоплощение в XXI веке. Какое оно получилось – давайте разбираться.

Опять перед Новым годом мы получаем историческое кино. Видимо, никуда от этого не деться. Только за последние несколько лет в новогодние праздники показывали «Т-34», «Викинга» (его, к слову, тоже снимал Андрей Кравчук) и «Движение вверх», тоже, по сути, основанное на спортивной истории.

И вот история про декабристов. Любой исторический фильм, показанный в широком прокате, обречён как минимум на жаркие споры вокруг фактической базы. И совершенно не важно о каком времени идёт речь: о 1942-м, 1825-м или десятом веке. С другой стороны, часть людей, пришедших в кинотеатры, и вовсе не будут разбираться в таких тонких материях, как, например, «Конституция» Никиты Муравьёва, и был ли реально снег на Сенатской площади в декабре 1825-го или нет.

Поэтому у подобного фильма существует следующая задача: рассказать человеку непросвещённому историю декабристов. За два часа необходимо уложить и предпосылки возникновения, по сути, первой политической оппозиции в истории России, и само восстание, и его последствия. Задача – убийственная. Заранее понятно, что весь материал никоим нормальным образом в хронометраж не уместится. Как ни крути. Поэтому, например, автор самой известной и удачной советской киноленты о декабристах «Звезда пленительного счастья» Владимир Мотыль сконцентрировался больше на истории жён бунтовщиков.

Сами создатели оговариваются, в частности, один из продюсеров картины Константин Эрнст, что «о декабристах в нашей стране знают все, но, по сути дела, не знает никто». Логично. Вот только «Союз спасения», увы, ясности добавляет не сильно много.

Начинается картина с Наполеона. И не с войны 1812 года, с парижской школы, где маленький Сергей Муравьев-Апостол встретил французского императора и даже поспорил с ним о свободе. Дальше действие перескакивает на победные марши после заграничного похода Русской армии. Далее мы наблюдаем становление тайных политических обществ, видим главных действующих лиц – Трубецкого, Муравьёва-Апостола, Пестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина. И вот уже с этого момента, из их диалогов, не совсем понятно: а зачем им, дворянам, вчерашним участникам победной войны, нужна революция? Что они конкретно хотят поменять? Какие у них планы? Если уж честно, то в фильме конкретно обсуждается только убийство царской семьи. Остальное весьма размыто. А сколько писателей и поэтов писали о декабристах, их идеалах…

Ну не в учебник же истории тянуться за информацией? Периодические исторические титры ясности не добавляют. На моменте, когда образуется Южное общество и действие перескакивает то в Петербург, то на Украину, становится тяжело следить за повествованием. К этому добавляется огромное количество действующих лиц, постоянно сменяющих друг друга.

Создатели пригласили на главные роли ведущих молодых (и не самых молодых) артистов – Максим Матвеев в роли Трубецкого, Леонид Бичевин – Муравьёв-Апостол, Павел Прилучный – Пестель, Иван Янковский – Бестужев-Рюмин, Антон Шагин – Рылеев, Иван Колесников – молодой Николай I. Александр Домогаров – граф Милорадович, Виталий Кищенко - Александр I. В эпизодах появляются Алексей Гуськов, Ингеборга Дапкунайте

И весьма логично, что такому количеству талантливых актёров просто нет времени и места развернуться. К примеру, один из главных талантов новой волны нашего кино – Юрий Борисов (номинированный в этом году на «Золотого орла» за работу в фильме «Бык») – появляется на несколько минут. Как, впрочем, и Иван Янковский. Женская линия в картине и вовсе одна и отдана… явно вымышленному персонажу – невесте Муравьёва-Апостола, которую сыграла Софья Эрнст. Экранного времени у неё катастрофически мало.

Понятно, что кульминацией такого фильма является само восстание на Сенатской площади. Вот тут уж к создателям претензий никак предъявить нельзя: Петербург 1825 года воссоздан скрупулёзно. Батальная сцена с расстрелом бунтовщиков сделана на уровне. В выстрел пушки, ружья и пистолета – веришь. Как и в сцену, когда солдаты побежали по льду, который Николай I приказал ломать, и часть людей просто утонула. Дорогую графику всегда видно.

К слову, если награды вручали зрители после показа фильма, то я бы отдал свой приз Екатерине Шапкайц – художнику по костюмам. Это высший балл!

Ни для кого не секрет, чем закончилось восстание на Сенатской площади и какая участь ждала заговорщиков. Зрителям же остаётся увидеть сцену казни, зачем-то положенную на музыку репера Басты, и развести руками. А в чём суть? За два часа в фильме так и не раскрыт толком ни один из его героев. Декабристы кажутся какими-то нервными юношами, будто так и не определившимися, зачем именно они хотят захватить власть. И нет, казалось бы, никаких полутонов в этой истории. Создателям всё кажется ясно. Но за очень качественно сделанной батальной сценой и красивой картинкой вопросов остаётся много. Видимо, ответ нужно искать в другом месте.

  • Опубликовано в №240 от 27.12.2019
Областная газета Свердловской области