Китай со Станиславом Мищенко: Ставка на молодёжь

Командировка в Куньмин и Пекин

«Областную газету» теперь читают и в министерстве иностранных дел КНР (на фото советник-посланник Департамента Восточной Европы и Центральной Азии господин Юй Цзюнь и корреспондент «ОГ» Станислав Мищенко). Фото: Станислав Мищенко

Одним из важных пунктов поездки в Поднебесную в составе гуманитарной делегации молодёжи стран Евразии стало обсуждение международной повестки дня. О стратегическом партнёрстве России и Китая общеизвестно. Трубопровод «Сила Сибири», автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ через реку Амур – эти грандиозные стройки на слуху. Но российско-китайское сотрудничество не ограничивается совместными инфраструктурными проектами. С каждым годом между странами растут товарооборот и число гуманитарных обменов. На глобальные вызовы и ухудшение отношений с Западом мы тоже отвечаем вместе.

Торговля и дипломатия

Министерство иностранных дел КНР находится в центре Пекина рядом с русским кварталом Ябаолу. По сравнению с российским МИДом главное здание китайского дипломатического ведомства выглядит неприметно: случайный турист вряд ли подумает, что за серым полукольцом из бетона и стекла скрывается внешнеполитический форпост Китая. Единственное, что его может навести на эту мысль, – скульптура земного шара напротив центрального входа.

Зато внутри здание МИДа удивляет своим блеском: гостей встречают высокие потолки и красиво оформленные визуальные панели, которые рассказывают о природе и народах Китая. На втором этаже находится зал для брифингов, техника в нём – новейшая: на столах стоят микрофоны и оборудование для синхронного перевода, а за ними – штативы для телекамер. Напротив зала расположен просторный кабинет для официальных переговоров. Там я встретился с советником-посланником Департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР господином Юй Цзюнем.

МИД КНР
Недалеко от МИД КНР расположен посольский квартал, где находятся дипломатические представительства зарубежных государств. Фото: Станислав Мищенко
Си Цзиньпин
Отдельный стенд в китайском МИДе посвящён председателю КНР Си Цзиньпину. Фото: Станислав Мищенко

Дипломат рассказал о сотрудничестве Китая с Россией и странами Евразии, под которыми в Поднебесной подразумевают бывшие советские республики, за исключением прибалтийских стран. Отношения с партнёрами Китай строит на взаимном уважении и доверии. С евразийскими государствами его объединяет концепция «Один пояс – один путь». Эта программа межрегионального развития направлена на создание единого торгово-экономического пространства от Португалии до Индонезии на основе новых транспортных коридоров между разными частями света.

Уже девятый год подряд Китай становится главным торговым партнёром России. В прошлом году товарооборот между нашими странами превысил 100 миллиардов долларов США и по сравнению с 2017 годом вырос на 27 процентов. Лидеры стран Си Цзиньпин и Владимир Путин поставили цель достичь в 2024 году товарооборота в 200 миллиардов долларов. Это нелёгкая задача, но возможность реализовать её есть: Россия увеличивает экспорт в Китай не только минеральных ресурсов, но и сельскохозяйственной и машиностроительной продукции. Если говорить про Свердловскую область, то она заняла второе место среди российских регионов по объёму несырьевого экспорта в Поднебесную: в 2018 году он составил почти 1,2 миллиарда долларов.

Зал для брифингов МИД КНР
Зал для брифингов МИД КНР. Подниматься на сцену разрешено только официальным представителям дипведомства. Фото: Станислав Мищенко

Развивается и гуманитарный диалог между нашими странами. В прошлом году Россию и Китай посетили почти 4,5 миллиона граждан обеих стран, а студенческие обмены превысили планку в 90 тысяч человек. К 2020 году их число должно увеличиться до 100 тысяч. Большие перспективы имеет туризм. Пока среди наиболее популярных направлений у китайцев – Москва, Санкт-Петербург, Владивосток и озеро Байкал. У Среднего Урала тоже есть шансы войти в число топовых мест для туристов из Поднебесной, но пока это затрудняет визовый режим между странами и отсутствие необходимой инфраструктуры.

В контексте борьбы с глобальными вызовами Россия и Китай добились не менее значимых достижений. Мы проводим совместные военные учения, боремся с терроризмом в центральноазиатском регионе, где в последнее время усилились радикальные настроения. Не остаётся без внимания дипломатов и информационная война в отношении наших стран.

– Всё, что говорят о России и Китае на Западе, – это ложь. Серьёзные люди уже не верят словам США и их партнёров, – отметил господин Юй Цзюнь. – На Западе сейчас раздувают тему нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (большинство жителей этого китайского региона мусульмане. – Прим. ред.). Мол, мы там посадили в тюрьмы или концлагеря миллион людей… Но мы принимаем там меры по борьбе с терроризмом и радикализмом, дело вовсе не касается религии или прав человека. С 90-х и по 2016 год здесь имели место тысячи террористических инцидентов, но в последние три года их нет. Очевидно, американцы хотят очернить образ Китая на международной арене. Так же они поступают в отношении России, когда западные СМИ и сайты зарубежных посольств информируют жителей Москвы о несогласованных митингах, публикуют их маршруты и лозунги, чтобы побольше людей вышло на улицы. Это прямое вмешательство во внутренние дела страны. При этом американцы ещё утверждают, что Китай и Россия вмешиваются в их президентские выборы, – это смешно.

Командировка в Куньмин и Пекин
«Противника надо знать в лицо». В китайских магазинах можно встретить множество книг об истории и современном развитии США. Фото: Станислав Мищенко

Молодёжные обмены

Политика хоть и важная, но не основная составляющая развития двусторонних отношений. Ставка делается на народную дипломатию. О её перспективах в Пекине рассуждали на конференции по диалогу между молодыми учёными Китая и стран Евразии.

Китайская молодёжь очень похожа на российскую: те же чаяния, надежды на лучшее и заботы. Ведущий научный сотрудник Института стратегии социального развития Китайской академии общественных наук Фан Ляньцюань утверждает, что трудные времена в истории Китая прошли, страна стала сильной и идёт по пути к могуществу. В новых условиях академическое сообщество ищет актуальные точки социального роста. Большая роль в нём отводится, как и в России, волонтёрскому движению.

Командировка в Куньмин и Пекин
Генеральный секретарь Китайского комитета ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству госпожа Чжэн Вей (на фото справа) считает молодёжные обмены залогом общего будущего России и Китая. Фото: Станислав Мищенко
Командировка в Куньмин и Пекин
В конференции по диалогу между молодыми учёными Китая и стран Евразии приняли участие более 40 экспертов. Фото: Станислав Мищенко

В Поднебесной насчитывается 76 тысяч государственных, коммерческих и некоммерческих молодёжных организаций, а число волонтёров превышает 20 миллионов. Молодые люди из областных центров едут в уездные города, чтобы учить, лечить и помогать местному населению в ликвидации бедности, предотвращении эпидемий, уходу за детьми и пожилыми людьми. Это очень напоминает земское движение середины XIX века в России.

Вместе с тем молодёжь обоих стран массово уходит в виртуальную сеть. В среднем китайский студент проводит в сети 4 часа в день. Но если у нас такое времяпрепровождение приравнивают к психологической зависимости, то в Китае на этом делают деньги. Доцент Института стратегии социального развития Чжу Тао считает, что это формирует у молодёжи культуру потребления и установку на комфортную жизнь. Покупка отечественных товаров и услуг двигает экономику вперёд, помогая реализовать Китаю грандиозные цели вплоть до высадки на Марс.

– Мы соседи, и нужно развивать наши отношения во всех сферах, в том числе и в гуманитарной, – подчеркнула Ульяна Федоренко, магистрантка Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. – За 2019 год Россию посетили более 1,2 миллиона китайских туристов, это на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Чтобы мы лучше понимали друг друга, необходимо избегать официоза и увеличивать число не только образовательных обменов, но и культурных программ. Ведь будущее сотрудничество и верное принятие решений во многом зависит от понимания менталитета.

Командировка в Куньмин и Пекин
О китайцах много говорит их увлечение велосипедами: в городах для них есть так называемые общественные парковки, где люди оставляют двухколёсный транспорт. Фото: Станислав Мищенко

Эту точку зрения разделяет и генеральный секретарь Китайского комитета ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству госпожа Чжэн Вэй. Она изучала русскую культуру в конце 80-х в Институте русского языка имени Пушкина в Москве, где учился и временно исполняющий обязанности генерального консула КНР в Екатеринбурге господин Ши Тяньцзя. Госпожа Чжэн Вэй отметила, что социально-культурное взаимодействие между молодёжью Китая и странами Евразии будет усилено не только по линии Шанхайской организации сотрудничества, но и на межгосударственном уровне. Всё больше российских детей и молодых людей изучают китайский язык, а в Китае – русский. И через несколько десятилетий именно эти люди будут определять отношения двух стран.

Станислав Мищенко уже рассказал о том, как китайская провинция Юньнань стала одним из флагманов развития Китая и о контрастах, которыми Поднебесная так поражает гостей.

Командировка в Куньмин и Пекин
Открытие газопровода «Сила Сибири» главами России и Китая 2 декабря стало центральной темой китайских СМИ. Фото: Станислав Мищенко
Командировка в Куньмин и Пекин
Так на китайском языке пишется имя корреспондента «ОГ». Фото: Станислав Мищенко
  • Опубликовано в №004 от 14.01.2020

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области